О заказчике
ОАО «Челябэнергосбыт» − гарантирующий поставщик электроэнергии на Южном Урале. Основным видом деятельности предприятия является покупка электрической энергии на оптовом рынке с последующей реализацией потребителям.
ОАО «Челябэнергосбыт» осуществляет обслуживание 1млн.293 тыс. физических и 39 тыс. юридических лиц. Представительства предприятия - шесть филиалов, более 40 расчетно-информационных центров. Штат – 1 469 человек. Территория обслуживания - 87900 кв. км.
ОАО «Челябэнергосбыт» постоянно внедряет технологии, соответствующие современным требованиям: личный кабинет на корпоративном сайте, оплата банковской картой. Для того, чтобы сделать расчеты точными для своих клиентов, в компании создан высокотехнологичный центр биллинговой печати, где обрабатывается и хранится вся информация об абонентах.
Об исполнителе
Консалтинговая группа «Борлас» (www.borlas.ru) — ведущая консалтинговая группа России и СНГ, обладающая 22-летним опытом создания информационных систем, современных и эффективных технологий управления. Спектр услуг «Борлас» включает управленческий консалтинг, разработку стратегии развития информационных систем, создание комплексных систем управления и систем управления жизненным циклом изделий, построение серверно-сетевой инфраструктуры и комплексных систем безопасности, обучение и техподдержку. Будучи партнёром корпорации Oracle высшего уровня Platinum, «Борлас» располагает крупнейшей на российском рынке командой по внедрению решений Oracle.
Катализаторы роста
Рынок энергоснабжения в стране последние несколько лет претерпевает серьезные изменения. Постоянно увеличивается потребление электроэнергии частными лицами за счет применения всевозможных приборов и климатической техники. Одновременно с этим растет интерес потребителей к корректному учету электроэнергии. Повсеместное распространение индивидуальных приборов учета, использование новых каналов коммуникации (электронная почта, SMS, интернет-ресурсы) на порядки увеличивают объем поступающей в энергосбытовые компании информации. В индустриальном секторе применяются все более функциональные АСКУЭ (автоматизированные системы контроля и учета электроэнергии) с целью оптимизировать энергозатраты и установить контроль над ними. Появились и новые законодательные инициативы, определяющие социальные нормы потребления и ужесточающие ответственность за несоблюдение своих обязанностей как плательщиков, так и поставщиков услуг.
Основная сложность учета для предприятий данной отрасли состоит в том, что информация о переданной и потребленной электроэнергии поступает из огромного количества источников (от юридических лиц - из различных систем АСКУЭ, от физических лиц — от эксплуатирующих организаций, от самих пользователей по интернет-каналам, от контроллеров энергокомпаний) и отличается высокой степенью разнородности. Общий объем данных может занимать десятки и сотни миллионов записей ежемесячно. Недостоверность и нестыковки ведут к ошибкам при определении реальной величины потерь, их причины и искажают реальную картину. Сбытовые компании и организации не всегда в состоянии справиться с возрастающим потоком информации - прежде всего, из-за недостаточной развитости своей программной и аппаратной инфраструктуры.
Взаимодействие сбытовой компании с внешними организациями
Энергоснабжающие предприятия, таким образом, уже в начале 2010-х годов столкнулись с необходимостью ведения точного учета энергопотребления на принципиально более высоком нормативно-технологическом уровне с точным определением реальных потерь. Им стали нужны новые приложения для работы с энергоданными, управления потребителями и сетями. На базе потребности в гибком и глобальном управлении сбытом в отрасли создаются предпосылки для перехода предприятий к популярной концепции Smart Metering – системе «интеллектуального» учета, в задачи которой входит удаленное снятие показаний счетчиков, управление нагрузкой и биллингом, анализ и планирование энергопотребления. Smart Metering — первый и очень важный шаг на пути к «умным» модернизированным сетям энергоснабжения Smart Grid, использующим для управления информационную инфраструктуру и технологии сбора информации об энергопроизводстве и энергопотреблении.
В «Челябэнергосбыте» автоматизация бизнес-процессов началась еще в конце 1990-х годов, когда компания начала самостоятельно разрабатывать и внедрять у себя различные ИТ-решения - в частности, программу для расчетов с абонентами. В 2006 компания получила первый опыт работы с корпоративными приложениями Oracle, первым появился модуль управления персоналом Oracle HCM, а затем и модули учетного контура ERP. С этого времени началось долгосрочное сотрудничество «Челябэнергосбыта» с консалтинговой группой «Борлас».
ERP – основа корпоративных приложений
Развертывание корпоративной информационной системы управления на основе Oracle E-Business Suite проходило в несколько этапов. На первом этапе были автоматизированы процессы управления персоналом в центральном офисе и в филиалах на базе модулей «Кадровый учет», «Российский табельный учет», «Расчет заработной платы». Затем появился модуль «Финансы». Наконец, в начале 2011 года произошла инсталляция системы комплекса для финансового планирования и бюджетирования Oracle Hyperion Planning, который предназначен для управления основными средствами, денежными потоками и затратами, контроля за поступлением доходов, бюджетирования и финансового анализа.
Это было важное решение с точки зрения защиты тарифов и охватившее все подразделения компании.
Особенности комплекса Oracle E-Business Suite
В ходе проекта внедрения в компании «Челябэнергосбыт» создала собственный корпоративный центр компетенций — ведь именно грамотной организации всех ИТ-структур предприятия, создания рабочих групп часто не хватало при реализации прошлых проектов. В основу центра компетенций были положены координационно-технологическое управление и управление автоматизации — всего около 20 человек. Целями нового подразделения стали разбор инцидентов, координация работ по запуску пакетных процессов, подготовка техзаданий на внесение изменений в систему и установка обновлений, конфигурирование и администрирование системы, разработка новой функциональности и отчетов.
В результате модернизации корпоративных систем управления повысилась прозрачность компании, облегчилось бюджетирование, управление финансами и персоналом. Однако проблема управления энергоданными по-прежнему заключалась в разрозненности энергоданных и большой зависимости их консолидации и обработки от человеческого фактора. Главной задачей модернизации оставалось создание автоматизированной системы расчетов с абонентами — то, что называется биллингом.
Биллинг - расчет на автоматизацию
До появления на предприятии решений Oracle, в его ИТ-инфраструктуре существовала биллинговая система собственной разработки, реализованная как надстройка над существовавшими ИТ-системами. Ее надежность была обусловлена тесной привязкой к используемым приложениям, однако в этом же крылись трудности развития всей программной инфраструктуры в целом. Расчеты с физическими лицами в компании велись на основе информации из 14 изолированных баз данных различных подразделений. Обработку информации по расчетам с юридическими лицами вели в 12 программных комплексах, причем основной из них имел устаревшую архитектуру и платформу. Обмен данными зачастую осуществлялся по электронной почте. Энергоданные хранились в разных децентрализованных системах, форматы данных не были унифицированы. Фрагментированность данных не давала возможности применять широкий функционал по работе с энергоданными. Поддержка собственной «самописной» системы становилась все более трудным занятием по мере ухода из компании ее разработчиков.
Учитывая предыдущий положительный опыт, в «Челябэнергосбыте» приняли решение установить комплексную систему управления энергоданными и биллинг на основе продуктов Oracle: Oracle Utilities Customer Care & Billing (СС&В) и Oracle Utilities Meter Data Management (MDM).
Новое решение представляет собой единый механизм расчетов с физическими и юридическими лицами. На нижнем уровне прикладной архитектуры находятся источники данных: автоматизированная система коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ), сетевые организации, контролеры, квитанции, SMS-сервис, личные кабинеты клиентов. За импорт данных, их проверку, управление исключениями и выгрузку данных в биллинговую систему отвечает модуль MDM.
ИТ-архитектура компании после внедрения решений Oracle
Затем проверенные и «очищенные» данные выгружаются в систему СС&В, которое обеспечивает взаимодействие с потребителями — обработку и абонентский учет, учет оплат, расчет начислений и формирование квитанций, работу с должниками. Здесь же применяется аналитический модуль Oracle Business Intelligence для создания отчетов.
Масштабный проект потребовал максимального сосредоточения усилий всех партнеров. Проектированием и развертыванием инженерной инфраструктуры занимались специалисты группы «Борлас», непосредственно инсталляция и запуск программного и аппаратного комплексов проводилась с привлечением экспертов Oracle, а миграцию данных и развертывание приложений производили консультанты «Борласа» вместе с ИТ-подразделением «Челябэнергосбыта».
Площадка для хранения данных
Общий объем корпоративных данных ОАО «Челябэнергосбыт», обрабатываемых при помощи Oracle СС&В и Oracle MDM, составляет порядка 40 Тб. Таким объемам необходимо было подобрать соответствующую по масштабам, гибкую и отказоустойчивую аппаратную платформу. Несмотря на то, что на предприятии уже существовал центр обработки данных, ресурсоемкие приложения для биллинга и энергоданных требовали дополнительных мощностей, а из-за ограничений по площади расширить существующий ЦОД не представлялось возможным.
В результате при участии специалистов компании «Борлас» на территории предприятия, в основном здании, был возведен новый дата-центр на базе комплекса Oracle Exadata Database Machine с серверами, СХД, сетью и ПО, а также платформа приложений Oracle Exalogic Elastic Cloud. Обмен данными между серверами обеспечивает высокоскоростная сетевая инфраструктура InfifniBand.
Аппаратная платформа ИТ-системы «Челябэнергосбыта»
Новый ЦОД состоит из двух помещений: в основном зале площадью 50 кв. м. размещаются серверы, системы хранения и сетевое активное оборудование (Oracle Exadata, IBM, Cisco, HP, APC); техническое помещение для ИБП занимает 15 кв. м. Потребляемая мощность нового дата-центра составляет 107 кВт.
В основном помещении установлено 10 стоек, максимальное тепловыделение с каждой стойки - около 6,6 Квт. Для охлаждения помещений используется 4 прецизионных кондиционера Emerson в стоечном исполнении, зарезервированных по схеме N+1. Два ИБП Chloride 80-NET мощностью по 120 кВ*А подключены по схеме N+1, они защищают ЦОД в случае перебоев подачи электричества. Основное электропитание к дата-центру подается от трансформаторной подстанции (ТП), гарантированное автономное питание обеспечивает дизель-генераторная установка. Безопасность объекта контролируют системы видеонаблюдения, контроля и управления доступом, а также система мониторинга. Традиционная пожарная сигнализация дополнена системой газового пожаротушения.
Старый ЦОД продолжает работать одновременно с новым, но в последний, помимо комплекса Oracle, были мигрированы все критичные приложения и информационные системы. Новый дата-центр обеспечивает адекватные вычислительные мощности с учетом пиковых нагрузок (например, при закрытии расчетного периода) и с перспективой будущего роста объема данных: его вычислительные ресурсы могут быть увеличены.
Преимущества и компетенции
Итогом девятилетнего сотрудничества «Челябэнергосбыта» с консалтинговой группой «Борлас» стала современная ИТ-архитектура, которая позволяет эффективно управлять энергосбытовым бизнесом и поддерживать производственные процессы. Для поддержки сбытовой деятельности внедрены и используются промышленные системы управления энергоданными, абонентского учета и биллинга. Особо отмечается, что комбинация этих решений применена в России впервые. Управление предприятием реализуется в корпоративной ERP-системе, дополненной решениями для финансового планирования и бюджетирования. Критически важные приложения размещены в современном центре обработки данных.
Свидетельство высокой производительности новой системы биллинга — на примере расчета с физическими лицами
Использование комплексных ИТ-инструментов позволяет сформировать полную и детальную картину потребления, выстраивать внутренние процессы управления, совершенствовать расчеты с абонентами, обеспечить поддержку «безбумажной» методики работы с клиентами. Именно такой подход гарантирует получение наиболее полной информации для развития бизнеса энергокомпаний и одновременно создает все условия для обслуживания потребителей на высоком уровне.
В новом ЦОДе «Челябэнергосбыта» загрузка показаний приборов учета ускорена в 6 раз, а их обработка — до 11. Время расчета потребления и начислений сократилось в 2,5 раза, а выгрузка соответствующего файла с квитанциями — в 7,5. Так же положительные результаты были получены для различных операций, выполняемых системами управления энергоданными и биллинга.
Более того, получив современный программно-аппаратный комплекс, компания получила возможность расширения бизнеса вплоть до предоставления биллинговых услуг другим организациям сферы ЖКХ в качестве биллингового агента.
«Челябэнергосбыт» - одна из немногих энергосбытовых компаний страны, которая может похвастаться столь современной и масштабной ИТ-инфраструктурой, позволяющей ей решать широкий спектр задач, в том числе, быть готовой к дальнейшему увеличению объемов энергоданных и внедрению элементов концепции интеллектуального учета Smart Grid.