– Олег, как вы оцениваете состояние отечественного ИТ-рынка? Какие проблемы, связанные с корона-кризисом и не только, рынок сумел «проработать» за летние месяцы?
– Кризис открыл многие неочевидные преимущества ИТ-аутсорсинга. В моменты давления со стороны кризиса компании вспоминали о такой возможности, как тарификация ИТ-услуг по гибким моделям, таким как Time & Material или Pay-as-you-go (оплата по факту использования ресурсов). Такая история получилась со многими сервисами: поддержка пользователей, сервис печати, облачная инфраструктура IaaS - всё это позволило сегменту ИТ-аутсорсинга не только остаться в колее, но и вырасти, равномерно распределив ресурсы между обновившимися потребностями заказчиков.
Также кризис послужил импульсом для развития облачного рынка. Многие онлайн-сервисы нуждались в дополнительных ресурсах публичных облаков для поддержания возросшей нагрузки на инфраструктуру. Ситуация со всеобщей «удалёнкой» наконец обратила должное внимание бизнеса на такие облачные услуги, как виртуальные рабочие места (VDI или DaaS), ВКС и другие инструменты удаленной коммуникации, доступные из облака. В целом, ситуация с пандемией возвела дистанционный формат взаимодействий для большинства отраслей в приоритет, а облачные услуги явно способствуют поддержанию этого формата. За летний период появилось много новых пользователей облаков, которые не только почувствовали преимущества моделей потребления облачных продуктов, но и явно в дальнейшем будут пропагандировать их использование.
Еще одним сегментом, набравшим приоритетность, стала информационная безопасность. Активность хакеров в периоды строгой самоизоляции многократно увеличилась, и многие компании начали обращаться к поставщикам услуг информационной безопасности с просьбой защитить бизнес от фишинга и настроить безопасный удаленный доступ для сотрудников. На фоне пандемии также выросли атаки на инфраструктуру медицинских учреждений. На мой взгляд, интерес к ИБ, так же, как и к облакам, не уменьшится даже после пандемии. Заказчики осознали реальность киберугроз и нашли возможности борьбы с ними. Никуда не делось и государственное регулирование. Помимо существующих требований ФСТЭК, ФСБ, относительно защиты информации, хранения и обработки персональных данных, появляются новые требования, что способствует укреплению не только безопасности тех же медицинских учреждений и их пациентов, но и росту рынка услуг информационной безопасности в целом.
Директор по инновационному развитию компании «ОНЛАНТА» (входит в группу ЛАНИТ) Олег Коновалов
– Какую динамику рынка вы прогнозируете: есть ли надежда на рост?
– Есть не только надежда на рост – рынок ИТ-услуг так или иначе становится все более востребованным. Даже предчувствуя спад, многие компании вооружаются ИТ-сервисами, чтобы иметь возможность не только гибко реагировать на спады в их сегменте экономики, но и прогнозировать поведение своих заказчиков, а также увеличение спроса. Современные технологии в состоянии предоставить такие инструменты.
– Как вы оцениваете расстановку сил на рынке, что может существенно поменять общую картину? Какой может быть роль регуляторов в этом процессе?
– На рынке уже наблюдается перераспределение сил в пользу онлайн-сегментов отраслей. На плаву остаются гибкие игроки, которые в кризис действуют не по стратегии выживания, а скорее в векторе быстрого освоения новых рынков или диверсификации деятельности. В таком векторе работают игроки из ритейла, сферы образования, а также организации, у которых есть онлайн-сервисы (стриминговые – музыка, кино, сериалы и гейминг), в том числе и небольшие компании, с мощными командами разработчиков в штате. Из необычного: наблюдается всплеск облачного гейминга, который становится главным драйвером рынка компьютерных игр – стоит обратить внимание на этот сегмент, в нем открываются перспективы куда большие, чем обслуживание сферы развлечений.
Роль регуляторов комплексно и практически для всего отечественного рынка ИТ отражена в национальном проекте «Цифровая экономика». Этот документ предписывает регуляторам вектор-образующую и корректирующую функции, однако многие проекты государство хочет реализовывать самостоятельно.
– Как обстоят дела у вашей компании? Что в ней преобразовалось за весну-лето 2020, в чем она стала сильнее, какие новые компетенции приобрела?
– В период пандемии мы абсолютно бесшовно переместились в удаленный формат работы и сами пользовались многими продуктами, которые предоставляем заказчикам, лишний раз убеждаясь в их производительности. Например, на платформе для онлайн-конференций ZOOM мы впервые провели годовое собрание компании.
Летом, в период спада пандемии, мы выпустили и подготовили к выпуску на рынок несколько новых услуг, в том числе и в партнерстве с другими игроками рынка, например, SaaS-решение «ТУРБО в облаке» с бизнес-инструментами на базе платформы ТУРБО от коллег из «Консист бизнес групп».
Также летом мы подтвердили партнерские статусы у вендоров Huawei и Lenovo и прошли переаттестацию облачной платформы на соответствие требованиям информационной безопасности по ФЗ-152 до 2-ого уровня защищенности персональных данных включительно.
– Что, наоборот, для вашей компании теперь будет сложнее, чем до начала корона-кризиса?
– Быть одним из лидеров отрасли - всегда сложно. Приходится быть первопроходцем во многих направлениях. Риск управленческой ошибки для нас всегда достаточно высок. Но мы с ним справляемся уже много лет, не думаю, что в этом плане для нас что-то сильно изменится.
– Расскажите, пожалуйста, о планах вашей компании до конца 2020 года.
– Мы запускаем мультивендорную техническую поддержку – это гарантийная и постгарантийная поддержка оборудования практически любых производителей. Тут мы делаем большие успехи – нам удалось совместить опыт в области организации сервиса с возможностями вендоров.
– Как вы считаете, в чем сейчас будет особенно важна синергия на ИТ-рынке, а в чем - персональная ответственность каждого?
– Сейчас важна синергия бизнес-среды – как внутри каждой компании, так и на рынке. Наша основная миссия – помогать бизнесу и стремиться к долгосрочным партнерским отношениям. Самая удачная методология, отражающая для нас эталонный подход к построению бизнеса – DevOps, где каждый участник любого проекта максимально вовлечен в него, погружается в специфику задач других участников и чувствует ответственность за общий результат. И хотя DevOps – это больше про разработку и эксплуатацию ПО, мы верим в то, что принципы этого подхода куда глубже и более универсальны, чем кажется на первый взгляд.
– Большое спасибо за беседу!