Автомобильное ПО: современные тренды и вызовы. Исследование ICT-Online.ru

Автомобильное ПО: современные тренды и вызовы. Исследование ICT-Online.ru
Фото freepik.com
Данное исследование портала ICT-Online.ru посвящено рынку специализированного программного обеспечения для авторынка, а также услуг, связанных с его внедрением и сопровождением. Опрошенные эксперты поделились оценкой текущего положения дел на рынке, тенденциями развития данного сегмента в ситуации ухода западных вендоров и смены технологической парадигмы, а также методов защиты программных разработок от копирования и реверс-инжиниринга.

Методология исследования и актуальность проблематики

Рынок специализированного ПО, применяемого для автоматизированного управления автомобилем (цифровые модули) и смежными процессами (продажи, логистика, обслуживание авто) подразделяется на несколько сегментов. К ним относятся софтверные решения чип-тюнинга (настройки режимов работы электронных контроллеров двигателя и коробки передач), программы для автодилеров и дистрибьюторов запчастей, учетные системы для автосервисов, модули электронного документооборота, а также услуги консалтинга, внедрения и кастомизации указанных продуктов.

В опросе портала ICT-Online.ru приняли участие эксперты – представители этих сегментов. Все представленные в опросе компании занимаются разработкой собственных программных продуктов и их серьезной доработкой в рамках интеграционных проектов. Как следует из комментариев респондентов, рынок автомобильного ПО активно развивается и меняется, несмотря на традиционно свойственный конечным заказчикам консерватизм. Большое влияние на него оказывают внешние факторы – такие, как уход западных вендоров и политика импортозамещения, усиление влияния китайских автопроизводителей, глобальная цифровизация, рост популярности облачных технологий, концепция мобильности.

Отдельной задачей является обеспечение информационной безопасности: защита как данных пользователей цифровых сервисов – от потерь и утечек, так и непосредственно самих разработок – от незаконного копирования.

Эти факторы свидетельствуют об актуальности поднятой в исследовании темы. На основе ответов респондентов мы сформировали четыре ключевые тенденции, свойственные рынку на текущий момент.

 

Основные категории рынка автомобильного ПО

 

Тенденция №1: продолжающийся рост рынка

Под автомобильным ПО в данном исследовании подразумеваются любые программные разработки, применяемые на российском авторынке, а также связанные с ним услуги. Согласно мнению респондентов, в том сегменте, который они представляют, происходит сильный рост как количества игроков, так и спроса со стороны конечных потребителей. Одновременно с этим усиливается конкуренция среди игроков.

Дмитрий Колясников, владелец частного бизнеса в сегменте чип-тюнинга:

«Спрос на услуги в сфере чип-тюнинга неуклонно растет: например, на увеличение мощности, на отключение экологических систем (на авто иностранного производства), в т. ч. на коммерческом транспорте. Чем двигатели становятся сложнее и экологичнее – тем больше у нас работы. Чем сложнее производитель автомобиля делает ПО для управления двигателем – тем больший объем изменений могут предложить владельцу автомобиля профессионалы чип-тюнинга. Последние несколько лет активно развивается рынок чип-тюнинга автоматических коробок передач».

Владимир Гаврилов, руководитель направления автоматизации автобизнеса «Альфа-Авто», компания «1С-Рарус»:

«Наиболее бурно развитие автобизнеса происходило в 2003-2005 годы. Тогда прошла первая волна автоматизации отрасли: появились специализированные информационные системы. Если в 2000 году нередко компании работали в Excel или вообще на бумаге, то сейчас такого уже практически нет. Сегодня число потенциальных заказчиков у разработчиков решений для автобизнеса – около 3,5-4 тысяч дилерских предприятий, а также огромное количество небольших сервисов, ремонтные подразделения в составе автобазы и другие компании, где так или иначе стоит задача учета. Рынок быстро растет, но все равно остается доля предприятий, которые работают без ПО. Сейчас на рынке невозможно представить учетную программу, в которой нет интеграции с электронным документооборотом, сервисом маркировки, онлайн-кассами. Разработчики стремятся охватить более широкий спектр потребителей, их решения становятся все более универсальными».

Павел Меньков, генеральный директор компании «ТурбоСервис»:

«Сегодня на нашем рынке появилось достаточно много программных продуктов, их можно разделить на три категории. Первая – это различные клоны 1С, которые занимают наибольшую долю рынка, поскольку большинство ИТ-специалистов и бухгалтеров не знают или не хотят знать других программ. Вторая – это простые, дружественные программы, которые понятны мастеру СТО и в основном подходят для небольших автосервисов. Третья – это программное обеспечение для управленцев в автобизнесе, которые хотят получить максимум прибыли. Таких систем на рынке, включая «ТурбоСервис», не более пяти. Доля этого сегмента пока небольшая, но растет быстрее других. Если пять лет назад мы росли где-то на 15%, то последние годы – не менее, чем на 30-40% в год. Одновременно с этим сильно повысилась конкуренция игроков за первичного клиента, т.е. тех, кто только переходит с бумажного учета или первый раз открывает автосервис».

Тимофей Остроушко, руководитель проектов ООО «Компания «АвтоСофт»:

«Когда мы начинали бизнес, на рынке были буквально мы и еще одна компания. Постепенно их становилось больше, и сейчас количество продолжает расти. Рынок интересный, многие компании из других сфер пытаются его прощупать, выйти на него с какими-то решениями. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Периодически появляются новые заказчики, есть совсем маленькие, которые пытаются вырасти до федеральных или региональных сетей. Интерес к нашим решениям не пропадает».

Владислав Копысов, основатель сервиса «АвтоДилер»:

«Мне известно около 30 разработчиков ПО в нашем сегменте. Среди них много решений начального уровня, которые стоят недорого, но и делать особо ничего не умеют. А есть, условно, топ-5 решений, основное ядро разработчиков софта для автосервисов».

В то же время рынок остается в определенной мере консервативным. Заказчики не стремятся к гиперавтоматизации, выбирают цифровые инструменты только там, где видят реальную пользу, и не гонятся за частым обновлением.

Владимир Гаврилов:

«У некоторых наших клиентов решения находятся в эксплуатации по десятку лет. Это, в первую очередь, крупные предприятия, которые тратят много сил на внедрение».

Тенденция №2: переориентация на импортозамещение и продукты китайских производителей

В условиях ухода с рынка зарубежных вендоров и автоконцернов российские компании столкнулись с двумя вызовами. Во-первых, необходимость дорабатывать ПО на отечественных и open source компонентах. Во-вторых, появление как альтернативы американским и европейским брендам большого количества китайских автомобильных марок, для которых требуется собственный подход к тюнингу и обслуживанию, а также комплектующих к ним.

Дмитрий Колясников:

«В классе ПО для работы с прошивками монополист – WinOLS, продвинутый узкоспециализированный hex-редактор. На рынке появляются и отечественные проекты, которые далеки от WinOLS по функционалу, но тем не менее, предоставляют пользователю обширную и подробную информацию по работе с файлами прошивок. Таких проектов в России не много. Мы тоже создаем свой проект для работы с прошивками – онлайн-сервис с рядом уникальных возможностей. В области разработки ПО для чип-тюнинга, в ответ на растущий спрос у конечных владельцев автомобилей, в первую очередь, появляются флэшеры – программы для непосредственного чтения и записи прошивок в блок управления. У нас есть несколько проектов, которые вышли на мировой уровень: самый известный и популярный – PCMflash. Кроме того, мы наблюдаем огромный рост автомобилей китайского производства. На сегодня все китайские модели поддаются чип-тюнингу: и двигатели, и коробки».

Владимир Гаврилов:

«В связи с появлением на рынке новых производителей, у мультибрендовых дилеров изменений произошло не так много, только рутины добавилось. А для монобрендовых дилеров изменения были более ощутимые – потому что они, например, ориентировали все бизнес-процессы на работу с одной маркой, продуктом, поставщиком, а теперь приходится переориентироваться».

Павел Меньков:

«Доля китайских транспортных средств растет, и многие автосервисы столкнулись с проблемой подбора и заказа запчастей, поскольку каталогов для этих модели мало или они отсутствуют. В лидерах оказались дистрибьюторы запчастей, которые предлагают разнообразные аналоги оригинальных запчастей для китайских автомобилей. И, как следствие, управленческое программное обеспечение, которое обеспечивает удобную проценку (поиск запчастей одновременно у нескольких поставщиков – прим. ред.), заказ и загрузку накладных, тоже оказалось в приоритете для автосервисов».

Тимофей Остроушко:

«С появлением новых поставщиков связаны определенные изменения, которые нам необходимо делать в программе. Например, сегодня клиенты стали часто просить у нас справочники по нормам времени: сколько уходит на замену масла, замену тормозных колодок и т. д. по конкретным моделям машин. Это связано с тем, что китайские бренды, заходя на наш рынок, не всегда сразу в полной мере заводят документацию по каталогам запчастей, по нормам времени. Либо она приходит на китайском языке, в неструктурированном виде».

Респонденты отметили, что, с учетом узкой специфики рынка, разработчикам ПО и сервисным компаниям требуются сильные компетенции в своей области, экспертиза в области доработки программных продуктов под требования заказчика.

Дмитрий Хлыстов, технический директор «Группы Лоджик Старс» (продукт LSAvto PRO):

«Фактически дистрибьютор покупает у нас не просто систему. Наибольшую ценность представляют процессы ее сопровождения. Дистрибьютор платит за адаптацию системы к его особенностям, эксклюзивным моментам, к изменению контекста вокруг него, а на этот контекст влияет очень многое: мнение партнеров, китайских коллег, изменение российского законодательства, появление новых требований и ограничений. Это значимая часть, которая дистрибьютором должна быть учтена. Бизнес развивается, его нужно поддерживать и сопровождать».

Тенденция №3: сосуществование облачных и десктопных версий ПО

Облачные технологии позволяют разработчикам учетных, логистических и других систем для автодилеров и автомастерских реализовывать свои продукты по модели SaaS – как виртуальное ПО. Такая схема дает возможность заказчикам в короткий срок подключить выбранное ПО, масштабировать, сэкономить на серверных мощностях и обслуживании продукта, в том числе на услугах системных администраторов. Это упрощает доступ к недорогим цифровым продуктам многим небольшим организациям – например, частным автосервисам.

В то же время многие заказчики предпочитают по-прежнему хранить все данные во внутреннем контуре и использовать on-premise решения. В этом случае им необходимо самостоятельно обеспечивать работоспособность и надежность решения, пользоваться средствами защиты информации и создавать резервные копии. Это накладывает дополнительные требования к компетенциям их собственных ИТ-подразделений.

Владимир Гаврилов:

«Отраслевые решения «Альфа-Авто» доступны в разных вариантах поставки. Есть вариант установки на собственные серверы или компьютеры заказчика. В этом случае вся стоимость ПО оплачивается сразу, капитальные затраты получаются выше. А можно использовать облачную модель, ежемесячно платить определенную сумму за каждого пользователя. База находится в облаке, и компании для того, чтобы использовать продукт, не нужно ничего, кроме компьютера и доступа к интернету. Не нужны значительные капитальные затраты, стоимость решения распределяется примерно на 2 года. Кроме того, есть пробный период, можно протестировать и только потом купить и пользоваться. Иногда у наших заказчиков на предприятии, условно, два компьютера и нет системного администратора. Облачные решения позволяют таким компаниям легко автоматизировать многие бизнес-процессы».

Владислав Копысов:

«Сейчас у нас в продаже два решения: настольному уже 15 лет, а онлайн-версии – 4 года. В первом случае дистрибутив скачивается и устанавливается на оборудовании клиента, в контуре находятся приложения и вся инфраструктура. Программа может работать даже в режиме офлайн. Что касается облачной версии – все базы располагаются в дата-центре, который предоставляет нам услуги хостинга. Клиент может из любой точки мира, без всяких установок, просто через браузер получить доступ к сервису. В последнее время мы стараемся больше развивать именно онлайн-продукт. Молодые руководители автосервисов больше склонны к современным решениям, когда ты не зависишь от наличия системного администратора, поддержки «железа», резервных копирований. С точки зрения безопасности, на мой взгляд, облако тоже кратно надежнее».

Павел Меньков:

«У нас есть сегменты клиентов, работающих в веб, десктопном и мобильном приложениях. У каждой категории есть свои приверженцы. Несколько лет назад мы предполагали, что десктопные Windows-приложения исчезнут, но сейчас тенденции к этому нет. Клавиатура, мышь, два монитора – часто намного удобнее, чем смартфон или планшет».

Тимофей Остроушко:

«Веб-решение, с одной стороны, удобно тем, что ничего не нужно устанавливать на компьютер, можно просто через браузер зайти, пользоваться основными функциями с планшета или смартфона. Несмотря на маленький экран смартфона, на нем можно выполнять какие-то основные задачи руководителя, формировать отчеты. С другой стороны, многие заказчики до сих пор не доверяют облакам все свои данные, и, возможно, правильно делают. Были ситуации, когда данные с какого-то облачного сервера пропадали, разработчиком решения не было предусмотрено резервное копирование. В качестве альтернативы облачному решению SaaS мы предлагаем развертывание нашего продукта и базы данных в частном облаке заказчика или в партнерском дата-центре. Тогда он может так же подключаться к базе данных и к программе из любой точки мира и пользоваться всем функционалом, но зато данные будут лучше защищены».

Тенденция №4: усиление требований безопасности

Участники рынка сталкиваются с фактами копирования и реинжиниринга своих продуктов. К сожалению, не все их них прибегают к профессиональным решениям, некоторые борются с проблемой за счет собственных ресурсов и экспертизы. В то же время большинство используют как программные, так и аппаратные ключи (токены) для защиты своих разработок. В условиях роста конкуренции на рынке необходимость разработчиков обеспечивать безопасность ноу-хау, уникального кода своих продуктов повышается.

Основной принцип действия программных и аппаратных ключей для лицензирования и защиты программного обеспечения состоит в том, чтобы обеспечить легитимное распространение проприетарных программных продуктов: соблюдение условий лицензирования (например, одна лицензия на один ПК или одного пользователя), предотвращение использования копий или изменения кода программы. Для этого, соответственно, используются как физические носители, токены с криптографическим ключом, так и их программные аналоги.

Дмитрий Колясников:

«В чип-тюнинге очень распространен реверс-инжиниринг. Тот же Winols сегодня можно скачать свободно. Но при том уровне техподдержки, который дает производитель, и при невысокой цене редактора, распространение пиратских копий не мешает производителю, а, скорее, дает возможность заказчику поучиться на «ломанной» версии перед покупкой официальной. К сожалению, в нашей сфере услуг юридической возможности защитить свою работу у нас принципиально не может быть. Просто чем более сложную защиту использует калибровщик – тем выше должен быть уровень того, кто подвергает его работу изучению. С другой стороны, сейчас у нас идет работа над выпуском своего программного продукта – и здесь вопросы безопасности стоят не на последнем месте. Весь программный код будет оставаться на сервере, это лучший способ его обезопасить. Электронные ключи к программам – самый распространенный способ защиты».

Павел Меньков:

«Нам известны случаи нелицензионного использования нашего программного продукта, но с этим сложно юридически бороться. Во-первых, это очень небольшая доля, а во-вторых, использование нашего программного продукта – уже одна из больших ценностей. На поддержке бизнесу нет смысла экономить десять тысяч рублей в месяц, если у него, допустим, обороты в три миллиона рублей. Что касается эффективных методов защиты, то любую защиту можно взломать, вопрос целей и стоимости».

Дмитрий Хлыстов:

«В нашем бизнесе встречаются случаи копирования кода. Тем не менее, мы остаемся в концепции, что код не обладает большой ценностью без тех, кто его делал, наделял его смыслом. При разработке мы используем стандартные внешние средства защиты информации. Тема утечки персональных данных, действительно, стоит остро. Но, к сожалению, мы не можем повлиять на регламенты взаимодействия с системой со стороны заказчика-дистрибьютора. Например, если оператор вводит данные в систему, хранит у себя в отдельном файле – эти данные благодаря социальной инженерии могут стать доступными злоумышленникам. Там, где это наша зона ответственности, мы даем возможность дистрибьютору, основному заказчику системы, строить разные сценарии защиты персональных данных: разграничение доступов, гибкое управление правами. Но это всесторонняя задача. Нужно обеспечение безопасности на организационном, техническом и прикладном уровне, на уровне приложения».

Владимир Гаврилов:

«Для защиты наших отраслевых решений мы используем собственные разработки, основанные на тех компонентах, в том числе библиотеках, которые предоставляет партнерам фирма «1С». Для защиты лицензирования применяем как аппаратные, так и программные ключи. Иногда возникает необходимость поменять программный ключ на аппаратный или наоборот. Сегодня большая часть пользователей предпочитает программную лицензию, так как при использовании токенов нужно выделять USB-порт, виртуализировать, с этим возникает больше сложностей».

Владислав Копысов:

«Облачное решение защищать не требуется, потому что доступа к тем серверам, где оно размещено, ни у кого из посторонних нет. А что касается настольного решения, там есть система защиты. У нас стоит российская коммерческая система, мы с ними сотрудничаем с 2002 года».

Тимофей Остроушко:

«Для защиты ПО у нас изначально были только программные ключи, когда мы только начинали, потому что так было проще их реализовать, и тогда еще не было понимания, как будет развиваться рынок. Постепенно большей частью мы перешли на токены Guardant. Большинство клиентов к ним привыкли, и для нас это тоже оптимальное средство защиты на данный момент. По программным средствам защиты есть определенные нюансы. Сейчас все-таки основная доля клиентов использует USB-ключ».

Резюме. Перспективы рынка автомобильного ПО

На рынок автомобильного ПО сегодня влияют различные внешние и внутренние факторы, такие, как изменение конъюнктуры и общая тенденция к цифровизации и оптимизации бизнеса. В условиях ухода с рынка зарубежных вендоров ПО многие отечественные компании начали разрабатывать или активнее развивать собственные продукты, что способствовало усилению конкуренции среди них. В связи с этим усиливается спрос на средства защиты ПО от пиратства – копирования и реверс-инжиниринга. Набирают популярность облачные сервисы.

В качестве перспективных, набирающих популярность тенденций респонденты назвали развитие мобильных приложений и технологий искусственного интеллекта.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, информационные технологии для автомобильной индустрии, Импорто­замещение