Связь на новых территориях России: перспективы операторов в 2024 году

Связь на новых территориях России: перспективы операторов в 2024 году
Фото freepik.com
В начале июля Федеральная антимонопольная служба РФ потребовала от сотовых операторов ВымпелКома, МТС и МегаФона отменить роуминговые надбавки при нахождении их абонентов в Крыму. В этот же период у крымских абонентов МТС возникли проблемы с переходом в сеть Миранда-Медиа, созданную Ростелекомом. Портал ICT-Online.ru разобрался в перипетиях телекоммуникационного рынка Крыма и других российских новых территорий – ЛНР, ДНР, Херсонской области и Запорожья.

Проблемы с роумингом в Крыму – тогда и сейчас

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предписание сотовым операторам ВымпелКому (торговая марка билайн), «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и МегаФону о прекращении взимания платы со своих абонентов за роуминг в Республике Крым и городе Севастополь (оба субъекта федерации находятся в Крыму). По мнению ведомства, с 1 января 2024 г. наступили события, которые позволяют федеральным сотовым операторам не взимать дополнительную роуминговую надбавку при нахождении пользователей их услуг на полуострове Крым.

Ведомство приводит в пример другого федерального сотового оператора – «Т2 Мобайл» (торговая марка Tele2, принадлежит «Ростелекому»). Tele2 пообещала с осени 2024 г. отменить роуминговую надбавку при нахождении своих абонентов в Крыму (https://spbit.ru/news/Tele2-otmenyayet-roumingovuyu-natsenku-v-Krymu-291653). Его роуминговым партнером в регионе является «Миранда-Медиа». Сама «Миранда-Медиа», как и два других крымских сотовых оператора, «К-Телеком» и «КТК-Телеком», уже отменила для своих абонентов роуминговую плату при нахождении на основной территории России.

Параллельно стали поступать жалобы от крымских абонентов МТС (отметим, что сама МТС никогда не признавала факта работы в Крыму). Как пишет издание «Известия», данная категория пользователей не может перейти в «Миранда-Медиа» по процедуре MNP. Чтобы понять причины происходящего, надо изучить историю рынка связи Крыма и других новых территорий России, которая начала складываться с 2014 г.

Как в Крыму перерождался рынок связи

В 2014 г. Республика Крым и город Севастополь вышли из состава Украины и вошли в состав России. Украинские сотовые операторы друг за другом покинули территорию полуострова. Первым российским сотовым оператором, заработавшим на территории полуострова, стала компания «К-Телеком». Она использовала инфраструктуру, которая на полуострове имелась у МТС. В связи с этим появились слухи об аффилированности «К-Телеком» с МТС, но в самом МТС это отрицали.

Сразу же на полуострове стали продавать SIM-карты МТС. Формально они были приписаны к Краснодарскому краю и находились в роуминге с «К-Телеком». Но роуминговая наценка при нахождении абонентов в Крыму не взималась, в том числе отсутствовала плата за входящие звонки (на тот момент законодательного запрета за взимание платы за входящие вызовы в национальном роуминге еще не было).

В результате МТС, формально не работая на территории Крыма, первое время был основным сотовым оператором на полуострове. «К-Телеком» же выполнял роль инфраструктурного оператора для МТС. Кто в тот период времени владел «К-Телекомом», неизвестно, но участники рынка предполагали, что это ливанский бизнесмен Пьер Фатуш. Ранее он выступал партнером МТС по одноименному армянскому сотовому оператору «К-Телеком» (торговая марка Vivacell).

Параллельно власти Республики Крым и Севастополя национализировали имущество, которое на полуострове было у украинского сотового оператора «Киевстар» (вместе с российским ВымпелКомом входил в группу Veon) и основного на Украине оператора фиксированной связи «Укртелеком» (владел также первой на Украине сотовой сетью формата 3G – «Тримоб»). За счет этих активов власти Республики Крым создали собственного оператора фиксированной и мобильной связи – «Крымтелеком».

В свою очередь, власти Севастополя тоже представили собственного оператора фиксированной связи «Севастополь – Телеком». Он вместе с московским системным интегратором «АйТиПргоресс» сформировал оператора сотовой связи «Севмобайл».

Кроме того, в 2014 г. Ростелеком создал в Крыму оператора фиксированной связи «Миранда-Медиа». Эта же компания построила две подводные волоконно-оптических линии связи (ВОЛС), связывающие Крым с основной территорией России. Позднее Ростелеком снизил свою долю в «Миранда-Медиа» до менее чем 20 %. При этом, 80 % отошли к Судоходной компании «Люксотранс». В 2019 г. «Миранда-Медиа» приобрела у «Таттелекома» (оператор фиксированной связи из Татарстана) компанию «Элемтэ Инвест», владеющую лицензией на оказание услуг сотовой связи в Крыму.

Проблемы «Крымтелекома» и уход МТС из Крыма

«К-Телеком» постепенно налаживал продажи собственных SIM (компания работает под брендом Win Mobile). В 2017 г. на базе инфраструктуры «К-Телеком» заработал еще один сотовый оператор – «КТК-Телеком» (торговая марка «Волна Мобайл»).

«Крымтелеком» пережил серию перепродаж: в конце 2018 г. он был приватизирован и продан «Управляющей компании инфраструктурных проектов» (УКИП), за который стоял главком Ракетных войск Владимир Зарицкий. Вскоре УКИП перешла к управляющей компании «Фин-Партнер». Участники рынка полагали, что реальными владельцами компании являются предприниматели Аркадий и Борис Ротенберги и известный на телекоммуникационном рынке бизнесмен Евгений Ройтман, но сами они это отрицали.

В то же время у компании были серьезные технические проблемы: с конца 2018 г. ее сотовая сеть могла не работать месяцами. Участники рынка полагали, что причина – в долгах оператора перед китайскими компаниями ZTE и Huawei, якобы выступавшими ее поставщиками.

В свою очередь, МТС стала сворачивать свою деятельность в Крыму. В 2019 г. компания даже попыталась ввести заградительные тарифы, но по просьбе Минцифры отказалась от этой идеи. Власти нашли весьма своеобразный выход из ситуации: перевести абонентов крымского МТС к локальным сотовым операторам с сохранением телефонных номеров (процедура MNP).

Формально MNP может действовать только внутри одного региона, а SIM-карты крымских абонентов МТС приписаны к Краснодарскому краю. Поэтому в начале 2020 г. ее абоненты начали переходить к четырем действовавшим на тот момент в Крыму сотовым операторам – «Крымтелеком», «Севмобайл», «К-Телеком» и «КТК-Телеком».

В 2022 г., после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине, новым собственником «К-Телеком» и «КТК-Телеком» стала компания «АйСи Инвест», принадлежащая бывшему вице-президенту МТС и экс-гендиректору МГТС («Московская городская телефонная сеть», «дочка» МТС) Павлу Кузнецову. Косвенным образом это подтверждает давние слухи о связях данных компаний с МТС, хотя формальной связи между ними по-прежнему нет. Кроме того, «К-Телеком» занялся строительством сети фиксированной связи.

Также «Миранда-Медиа» взяла под управление «Крымтелеком», а бывший вице-президент Ростелекома Иван Зима некоторое время был гендиректором одновременно и «Миранда-Медиа», и «Крымтелекома». Сама «Миранда-Медиа» в 2024 г. начала оказывать услуги сотовой связи в Крыму. Но тут возникла проблема с портацией номеров крымских SIM-карт МТС на сеть «Миранда-Медиа»: в отличие от других крымских сотовых операторов, «Миранда-Медиа» не получала лицензию на сотовую связь в Краснодарском крае, а потому портацию номеров от МТС осуществить нельзя.

Телекоммуникационный рынок ДНР и ЛНР

В отличие от Крыма, ситуация с телекоммуникационным рынком ДНР (Донецкой Народной Республики) и ЛНР (Луганской Народной Республики) развивалась иным путем. Причина кроется в том, что если Крым сразу был принят в состав России, то ДНР и ЛНР долгое время находились в статусе непризнанных республик.

Из украинских сотовых операторов на этих территориях осталась только «дочка» МТС. В 2015 г. она перешла на работу под брендом Vodafone и была переименована в «ВФ Украина». В 2019 г. компания была продана азербайджанскому сотовому оператору Bakcell.

При этом, по состоянию на 2014 г., украинские сотовые операторы стандарта GSM («Киевстар», «МТС-Украина», «Астелит») не имели ни сетей 4G, ни сетей 3G. Сеть 3G была только у оператора фиксированной связи «Укртелеком». Также на Украине работало несколько операторов стандарта CDMA, которые предоставляли высокую (по тем временам) скорость мобильного интернета.

Сеть «МТС-Украины» на территориях ЛНР и ДНР не развивалась. В 2015 г. власти национализировали имущество «Киевстара» и создали таким образом собственного сотового оператора – «Феникс». Со своей стороны, власти ЛНР, также на базе активов «Киевстара», создала сотового оператора «Лугаком».

В 2017 г. власти ДНР и ЛНР национализировали активы украинского магната Рината Ахметова, включая «Укртелеком». Таким образом в ДНР появился собственный оператор фиксированной связи «Комтел». Кроме того, оператор «Угтелеком» проложил магистральные ВОЛС до территории России.

Поскольку ДНР и ЛНР были непризнанными государствами, их телекоммуникационные операторы, в отличие от крымских операторов, не могли пользоваться российским планом нумерации. Они самостоятельно выделили себе префиксы внутри украинского телефонного кода «+380». Связь с внешним миром осуществлялась через транзитный коммутатор в Ростове-на-Дону.

Исходящие звонки в Россию осуществлялись напрямую. Из России первое время нужно было звонить через номер-коммутатор в Ростове-на-Дону, затем соединение стало устанавливаться напрямую.  Связи с Украиной у таких операторов не было.

«МТС-Украина» работал параллельно с «Феникс» и «Лугаком», и связи между ними так же не было. SIM-карты оператора «МТС-Украина», как и в целом на Украине, продавались без необходимости предъявления паспорта. Пополнение мобильного счета осуществлялось ваучерами, номинированными в гривнах и продававшихся за рубли. SIM-карты «Феникс» и «Лугаком», напротив, продавались только по паспорту.

Местные службы вызова такси имели сразу несколько номеров: Vodafone, «Феникс»  и Viber. Проблемы с традиционной сотовой связью приучили местных жителей активно пользоваться мессенджерами.

«Лугаком» некоторое время отставал от «Феникс» в вопросе запуска сетей 3G и 4G. В то же время в ЛНР продолжал работать украинский CDMA-оператор «Интертелеком», который в конце 2010-х единственным в республике обеспечивал «приличные» скорости мобильного интернета. Но для подключения к «Интертелеком» нужны были отдельные телефонные аппараты. В том числе по этому в местных такси устанавливали Wi-Fi роутеры от «Интертелеком».

Роуминг с Россией предоставлял только, ныне бывший, «МТС-Украина». Причем, в первую очередь, роуминг работал с МТС. С другими российскими сотовыми операторами он работал «время от времени».

СВО и телекоммуникационный рынок Херсонской и Запорожской областей

В начале 2022 г. ДНР и ЛНР получили признание со стороны России. В результате СВО российские войска взяли под контроль Херсонскую область и большую часть Запорожской области. Бывший «МТС-Украина» (Vodofaone) прекратил работу в ДНР и ЛНР. На инфраструктуре «Лугаком» был создан новый сотовый оператор – МКС.

Херсонская область граничит с Крымом, поэтому «Миранда-Медиа» достаточно быстро провела туда магистральный интернет, а местные интернет-провайдеры вынуждены были переподключиться к российскому провайдеру. Украинские сотовые операторы покинули занятые российскими войсками территории.

Первым российским сотовым оператором, пришедшим в Херсонскую и Запорожскую области, стал «К-Телеком» (для этих территорий он использует бренд «+7Телеком»). Вслед за ним сюда пришла «дочка» компании «Миранда-Медиа» – «МирТелеком». Параллельно телекоммуникационным операторам ДНР и ЛНР были предоставлены префиксы внутри российского кода «+7».

Некоторые время «МирТелеком» также работал на части территории Харьковской области, подконтрольной российским войскам, но в сентябре 2022 г. ушел оттуда вместе с российскими войсками. Осенью 2022 г. российские сотовые операторы вслед за российскими войсками покинули город Херсон. После этого в город вернулись украинские сотовые операторы.

В то же время осенью 2022 г., по результатам референдумов, ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России. Упомянутый выше «Феникс» получил лицензию на работу в Херсонской и Запорожской областях.

В конце 2022 г. Государственная комиссия по радиочастотам РФ (ГКРЧ) закрепила распределение частот на «новых территориях» (ДНР, ЛНР, Херсонская и Запорожская области) между четырьмя операторами: «Феникс», «К-Телеком», МКС и «МирТелеком». При этом на территории ДНР лицензию тогда имел только «Феникс», на территории ЛНР – только МКС, в Херсонской и Запорожской областях лицензии были выданы трем операторам сразу.

Частоты были выданы сразу для трех стандартов сотовой связи: GSM (2G), UMTS (третье поколение сотовой связи, 3G) и LTE (четвертое поколение, 4G).  В 2023 г. ГКРЧ также выделила частоты «К-Телеком» и «МирТелеком» в ДНР и ЛНР. Также для всех операторов были установлены графики покрытия, предполагающие покрытие всех населенных пунктов и автодорог на указанных территориях к 2025 г.

В 2024 г. ГКРЧ выделила «Миранда-Медиа» частоты в диапазоне 450 МГц для развертывания технологии LTE на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях. Данный диапазон редко используется для поддержки технологии LTE, в России такие сети строит «Скай Линк» («дочка» Tele2). Его особенностью является высокая зона покрытия, а недостатком – практически полное отсутствие доступного абонентского оборудования.

Три группы влияния

Таким образом, операторов связи на новых российских территориях можно поделить на три группы. Первая – под условным названием «друзья МТС»: это «К-Телеком» и «КТК-Телеком». Вторая – это, условно, «друзья «Ростелекома»: «Миранда-Медиа», «МирТелеком» и «Крымтелеком». Третья группа – это «Феникс». Но ее ресурсы меньше, так как она не работает в Крыму.

Есть на указанных территориях и несколько локальных операторов.  Это «Севастополь-телеком» и «СевМобайл» в Севастополе, а также МКС в ЛНР.

Автор: Игорь Королев.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС, МегаФон, сотовые операторы, Ростелеком, сотовая связь, роуминг, Связь в Крыму