Дмитрий Медведев как-то обмолвился, что отсутствие 3G в Москве порочит Россию в глазах мировой общественности, и дал в довольно резкой форме поручение Минкомсвязи и МО разобраться с этим вопросом. Отметим, что масштабными сетями 3G/EV-DO диапазона 450 МГц в Москве обладает пока лишь компания «Скай Линк», и недвусмысленная просьба президента касалась операторов «большой тройки», не имеющих возможности построения полноценных столичных сетей 3G/UMTS в диапазоне 2,1 ГГц. В итоге на прошлой неделе, оставив вопросы конверсии радиочастотного спектра (на что так все надеялись) светлому будущему, операторы смогли договориться с регулятором по сетям 3G в Москве, в ударном порядке окончив все согласовательные процедуры на предмет электромагнитной совместимости с военными РЭС в диапазоне 2,1 ГГц. «Что из этого вышло?» – вот что стало главным предметом разговоров экспертов.
Итак, «ВымпелКом» получил частотные присвоения почти на 1000 БС 3G, «МегаФон» планирует довести их количество к январю 2010 года до 700 единиц, а МТС пока ограничился 783 базовыми станциями в диапазоне 2,1 ГГц. Конечно, это очень много, учитывая, что сотовая связь «третьего поколения», ранее одинокими БС ютившаяся в тесных коробках зданий, теперь массово появится на улицах столицы. Но по признанию самих участников рынка, для избыточного покрытия не только центра в пределах Садового кольца, но и спальных районов с ближним Подмосковьем придется построить не менее 1500 БС в расчете на каждого оператора. Столичный рынок особенно ценен для «большой тройки», – по оценкам J'son & Partners Consulting, именно Москва занимает одно из первых мест в России по уровню проникновения 3G-телефонов (на них приходится 15-18 % всех используемых трубок, в то время как в среднем по России в 2008 г. – около 14 %). Кроме того, именно здесь сосредоточены их самые платежеспособные абоненты, безмерно жаждущие прихода полноценного 3G/UMTS.
Как раз возможность строительства полноценных сетей 3G в Москве (по покрытию и эффективности) в диапазоне 2,1 ГГц вызывает сомнения у аналитиков и участников рынка. Да, военные действительно сузили «зону отчуждения» вокруг радара ПРО в подмосковном Серпухове с первоначального радиуса в 300 км до 60 км сегодня, в результате чего «большая тройка» получила сначала возможность строительства indoor-сетей 3G (внутри зданий) в Москве, а теперь и outdoor-сетей. Но в столице продолжают действовать ограничения, особенно в южной ее части, связанные с мощностью БС, высотой подвеса и направленностью их лепестков. Именно это, по словам самих же операторов, не даст развернуться 3G в Москве в полную силу. А ведь как им хочется, – столько платежеспособных абонентов спят и видят, как к ним придет полноценный высокоскоростной мобильный доступ.
Президент МТС Михаил Шамолин в одном из своих интервью заявил, что в столице не удастся построить полноценные сети 3G «пока существуют те военные технологии, которые не дают сети развернуться». Гендиректор «МегаФона» Сергей Солдатенко вторит коллеге, подчеркивая, что на конверсию радиочастотного спектра в Москве «большая тройка» уже потратила $50 млн. При этом замминистра Минкомсвязи РФ Наум Мардер прямо предупреждает, что решение вопроса с высвобождением спектра и конверсией частот путем вывода средств МО из перспективных диапазонов (прежде всего, низкого диапазона «цифрового дивиденда» 790-862 МГц) займет крайне продолжительное время и потребует не менее $2 млрд. Поэтому, учитывая динамику существующих трат операторов, ждать придется действительно долго и может статься, что столичный компонент 3G в диапазоне 2,1 ГГц превратится в хвостатый рудимент общероссийских сетей, вместо того, чтобы быть катализатором проникновения беспроводного мобильного доступа в массы.
Но ведь не это самое обидное. На фоне решения Роскомнадзора по выдаче частотных присвоений «большой тройке» весь мир облетела новость, в раз обесценившая все это копошение вокруг да около 3G в Москве. Шведско-финская TeliaSonera запустила в Стокгольме (Швеция) и Осло (Норвегия) первые в мире коммерческие сети LTE (Long Term Evolution), прямого предтечи следующего поколения сотовой связи 4G. Да, пока первые LTE-модемы производства Samsung еще не работают в существующих сетях 3G, но это лишь вопрос времени. А сейчас реальная скорость передачи данных в сети LTE TeliaSonera уже составляет 20-80 Мбит/с (в направлении «вниз», от базовой станции к абоненту). Свою приверженность LTE заявили большинство ведущих операторов мира, и уже 2010 год по числу развернутых коммерческих сетей превратит ранее лишь перспективную технологию в реальное телекоммуникационное будущее всего мира.
Нельзя сказать, что в России не понимают отставания от мирового main stream, – все операторы в один голос заявляют, что если бы им предоставили возможность выбора, они бы сразу перестали строить уже устаревшие сети 3G и начали развертывание LTE. Для этого им снова не хватает частот (к нашим трем бедам), «технологической нейтральности» регулятора – принципа, который пока напрочь Минкомсвязи исповедовать отказывается, – и определенности с получением новых лицензий. Между тем наше государство как всегда «себе на уме» и, по-видимому, начинает неравно дышать к стандарту WiMax, найдя для него свободные частоты и уже объявив о конкурсе в начале 2010 года для построения сетей WiMax в 40 регионах России. Стоит отметить, что основанные на одной и той же технологии OFDM стандарты WiMax и LTE по большому счету схожи. Разница лишь в том, что LTE поддерживают большинство ведущих инфраструктурных вендоров и производителей абонентских устройств, а его будущая роль в качестве глобального стандарта признана как 3GPP так и 3GPP2 . Между тем как WiMAX пока не получил (и вряд ли получит) широкого распространения в мире, со всеми вытекающими отсюда последствиями для России.
В итоге развертывание «большой тройкой» outdoor-сетей 3G на 2,1 ГГц в Москве – безусловный шаг вперед. Но операторы в своем безудержном стремлении освоить столичный рынок и хотя бы частично окупить расходы на строительство общероссийских сетей 3G и регулятор, не желающий идти на попятную и дать им «технологическую свободу», проморгали приход нового поколения сотовой связи. В итоге, запустив сети 3G/UMTS в 2007 году, мы отстали от Запада на 6 лет, теперь отстаем на целое поколение. А нерешенность вопросов частотного и лицензионного регулирования в России только увеличивает возникший пробел. Вот и получается, что вроде бы началу outdoor-сетей 3G в Москве надо радоваться, но вопросов пока больше, чем ответов.
В заключении напомним, что новости мира 3G можно узнать на http://3gclub.ict-online.ru/ и обсудить в комьюнити в ЖЖ http://community.livejournal.com/3g_club/.