Провинцифровизация. Наше всё

Электричка отъезжает от Петербурга в Ленобласть – направление выберете любое – и совсем скоро у вас начинает сильно сбоить Интернет, как будто вы откатились не на 20 км от крупного города, а на 20 лет назад в технологическом развитии. Вы оказываетесь в зоне отчуждения, где нет каршенинга, Delivery Club, пилотных проектов 5G и никаких иллюзий о том, что в скором времени всё это появится.

Вы приезжаете в провинциальный «поселок городского типа» и хотите вызвать Uber. Но оказывается, что местный Uber – это несколько припаркованных у железнодорожной станции частных авто, которые отвезут вас куда угодно без всяких мобильных приложений, облачных сервисов и пользовательского рейтинга.

Вы начинаете понимать, что за пределами МКАД или петербургской КАД совершенно другой уклад жизни, где люди по-прежнему сами ходят по магазинам, предпочитают наличную оплату, вынуждены выбирать между Сбербанком и Почта Банком и пользоваться услугами «домашнего» провайдера, чей флагманский офис находится в одном здании с единственным в округе кафе.

Когда после этого вы смотрите рекламу «Беру», «Делимобиля» или «Яндекс Еды», то понимаете, что все эти счастливые и благополучные кейсы, как и замеры «самого быстрого мобильного Интернета», происходят в строго ограниченном пространстве.

В прошлом месяце «Яндекс.Лавка» запустила доставку продуктов в Замкадье. Эта инициатива с громким лозунгом («доставка на дачу»!), конечно, очень полезна для тех, кто живет в радиусе 25 км от МКАД, но в масштабах страны она ничтожно мала и выглядит скорее как маркетинговый ход, чем как шаг к прогрессу в сфере доставки.

Если подумать, Яндекс недвусмысленно говорит о том, что 25 км – это предел его возможностей, далее идут разнообразные оговорки, делающие этот бизнес невыгодным. Ведь если брать за доставку хотя бы 100-200 рублей, то никто не будет ее заказывать, а если не брать, то каждый заказ будет приносить убытки. А грамотно перестроить бизнес-процессы таким образом, чтобы удовлетворить и интересы пользователей, и собственные финансовые амбиции, Яндекс не может. Гораздо легче привычно высасывать деньги в «платежеспособной» среде и снимать мотивирующие ролики о том, как всё хорошо.

Идеальным выходом из кризиса было бы равномерное, пусть и в 5-10 раз более медленное, развитие технологий. Совсем скоро в России (зачеркнуто) в Москве будут запускать 5G, появится беспилотный общественный транспорт... Сегодня непропорциональное и сверхбыстрое развитие технологий провоцируют людей тянуться к мегаполисам, создавая напряженную социальную, экономическую и экологическую обстановку.  Пока весь связанный с цифровизацией бизнес будет располагаться в крупных городах и бояться выходить в регионы, этот замкнутый круг не разорвать.

Тематики:

Ключевые слова: веб-сервис, доступ в Интернет, Яндекс, 5G