В мире, подчас не связанном с ИТ-сферой, есть несколько талантливых предпринимателей-многостаночников, готовых заниматься фактически всем подряд, что имеет рыночную ценность в данное время и в данном месте. Одним из таких людей является деятель шоу-бизнеса Шон Кори Картер, больше известный под псевдонимом Jay-Z. Его можно отнести к числу знаменитостей, для обозначения которых в русскоязычной прессе используется варваризм «селебрити».
Действительно, кто такой Шон Картер? Он популярный рэп-исполнитель, музыкальный продюсер, курирует написание саундтреков для компьютерных игр, разрабатывает линии модной одежды. С 2004 по 2007 год он занимал должность президента рекорд-лейбла Def Jam Recordings, а в настоящее время возглавляет спортивное агентство Roc Nation Sports, заведует сетью спортивных баров, расположенных возле аэропортов в 20 городах, а также находит время для занятий гостиничным бизнесом и написанием мемуаров. На вопрос журналистов о том, каким образом Шон Картер умудряется быть успешным на таком большом количестве фронтов, предприниматель отвечает в свойственной ему простой манере: «Гибкость, брат. Только гибкость, только умение чувствовать попутный ветер и быстро переключаться».
Забавно, но образ чернокожего мультимиллионера, близкого по духу простым парням с улицы, стал чем-то нарицательным. Состоявшийся бизнесмен XXI века – это не нефтяной король и не банкир. Это человек из народа, впитавший свободу так глубоко, как никто другой. Человек, способный «жонглировать» элементами своей деятельности с ловкостью заправского шеф-повара, – это специалист, предельно четко ощущающий рынок и своего клиента в нем. Изобретатель, создающий именно тот продукт, который в текущий момент является самым важным для мировой аудитории, становится полубогом.
Отрасль ИТ имеет своих полубогов: Джобс, Гейтс, Цукерберг, Брин, Пейдж. Всех их объединяет одно явное и очевидное качество – любовь к простому человеку. Подобно Jay-Z – рэп-ипостаси Шона Картера – каждый из них до кончиков нервов способен почувствовать вибрации воображаемого зала, полного фанатов, ожидающих лучшее шоу в своей жизни.
Клиентоориентированность – это как раз тот показатель, который, словно лакмусовая бумажка, может обозначить выживаемость бизнеса. И если уроженец США, мастер на все руки Шон Картер выживает и расцветает за счет конъюнктурных всплесков на большинстве рынков, охваченных шоу-бизнесом, то его «коллега по духу», ИТ-гуру из ЮАР, Тэрри Уайт смело утверждает о необходимой гибкости и свободе разума во всем, что касается инновационных технологий: облаков, BYOD, Big Data и Social Media.
Г-н Уайт говорит о том (см., например, репортаж с недавно прошедшего в Петербурге CIO-конгресса White Nigts), что никакие кризисы, прокатившиеся по миру за последние годы, не изменили и не изменят главного постулата: не бизнес ради технологий, а технологии ради бизнеса. Если же вдруг, в один день, ИТ-специалисты перестанут быть гиками, считающими, что за пределами «яблочных» империй и «пингвиньих» королевств нет никакой интересной жизни, мир действительно сможет глобально измениться. Тогда владельцы ИТ-инфраструктур переключат взор с собственных «дофаминовых резонаторов» на центры удовольствия клиентов, и те, кто правит сегодня мировым рынком, попрощаются с лидерством и сверхприбылью. Возможно, даже сам мистер Шон Картер вынужден будет потесниться со своего трона. Или же, напротив, набраться духа и уйди в ИТ-индустрию.