– Александр, чем стал 2023 год для отечественного ИТ-рынка?
– Если в 2022 году многие заказчики, так скажем, замедлились в запуске новых проектов и слегка «заморозили» ИТ-бюджеты на них, то в 2023 году компании начали набирать обороты. Большинство снова взяли курс на импортозамещение, при этом центральной темой в данном случае стали не только корпоративные системы ERP-класса и отраслевые решения, но также, например, CRM, Data Governance, к которым за пару лет до этого многие только присматривались, а в 2023 на рынке начали появляться качественные отечественные аналоги, которые заказчики стали активно тестировать и внедрять.
Говоря про тренды, конечно, стоит упомянуть развитие искусственного интеллекта, которое слегка просело в 2022-ом, но бурно возобновилось в 2023 году. Сейчас заметно активизируется направление генеративного ИИ, и многие крупные предприятия уже начали, хоть и в ограниченном объеме, внедрять новые решения в свои бизнес-процессы.
Исполнительный директор компании «Иннодата» Александр Сергиенко
– В частности, что уходящий год принес для той сферы, в которой работает ваша компания?
– На мой взгляд, еще до 2022 года на рынке прослеживалась тенденция в сторону открытия заказчиками собственных ИТ-подразделений или отдельных инсорсинговых ИТ-компаний, которые брали на себя непосредственно решение ряда задач без привлечения интеграторов. 2023 год внес коррективы, сохранив стремление заказчиков наращивать внутренние ИТ-ресурсы, но взяв курс на интеграторскую трансформацию: компании стали активно выпускать собственные решения, тем самым выходя на отечественный рынок как новые вендоры. Таким образом, в 2023 году количество российских ИТ-поставщиков увеличилось, а также изменился подход к реализации классических проектов под ключ – заказчики все больше хотят работать в формате аутсорсинга или полностью аутстаффинга, используя как свои, так и ресурсы подрядчика.
Опираясь на нашу практику, могу сказать, что в 2023 году по сравнению с предыдущим заметно выросла как функциональность российских решений, так и количество самих продуктов на рынке. Особо хочется отметить, что в текущем году стало больше сотрудников, которые перешли из зарубежных компаний в новые ИТ-команды интеграторов или самих заказчиков, но пока что уровень квалифицированных специалистов еще в стадии роста и далек от насыщения.
– Какие события и достижения вашей компании стали важнейшими для нее?
– Год был довольно активным. Мы зарегистрировали в Роспатенте платформу «ML Фаб» для управления качеством данных и автоматизации жизненного цикла ML-моделей, а также презентовали рынку «OmniTouch» – систему мониторинга и оперативного реагирования на упоминания в сети. Вместе с коллегами из «Магистрат-Дон», официального отдела продаж девелопера «ККПД-ИНВЕСТ», мы представили результаты проекта по внедрению системы динамического ценообразования DPrice.
Компания «Иннодата» вошла в опубликованные TAdviser рейтинги ИТ-поставщиков в сфере строительства и российском ритейле, а также представлена в топе крупнейших поставщиков решений для анализа данных в России и в рейтинге ИТ-поставщиков рынка цифровизации промышленности по версии CNews Analytics. Также в 2023 году наша компания была отмечена в рэнкинге агентства RAEX среди крупнейших российских представителей в области информационных и коммуникационных технологий.
Одними из значимых событий 2023 года стали награды, которые мы получили совместно с X5 Group в номинации TAdviser IT Prize «Система аналитики: проект года» за создание высоконагруженных сервисов предоставления аналитики для сотрудников и клиентов торговых сетей, а также победили в номинации «Лучший проект моделирования бизнес-процессов в промышленности с применением отечественных технологий» на конкурсе Global CIO, реализовав проект по созданию цифрового двойника и моделированию процесса закупок в ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат».
Вместе с этим мы продолжаем укреплять партнерские позиции с такими вендорами, как VK, Arenadata, DIS Group, ELMA, Инфомаксимум, совместно развивая новые направления и разрабатывая решения для российского бизнеса, а также усиливаем присутствие на рынке СНГ.
– Какие тренды 2023 года найдут продолжение в следующем году? Ваши прогнозы и ожидания, связанные с 2024 годом.
– Ключевые тренды не только в 2024 году, но и 2025-ом – развитие функционала и появление новых российских продуктов. Сейчас мы отчетливо наблюдаем прогресс в плане создания и развития собственного софта, но отечественнам вендорам нужно чуть больше времени для налаживания партнерских программ, чтобы выйти на совершенно новый качественный уровень. И я уверен, что в течение 2024 года эти бреши заполнятся, улучшится качество продуктов вендоров, станут интереснее и привлекательнее партнерские программы для российских интеграторов.
Также стоит отметить, что у некоторых российских заказчиков все еще присутствует некоторый страх перехода на отечественные решения, и это тоже изменится в 2024-ом – повысится уверенность в наших продуктах, и компании смело будут взаимодействовать с вендорами и интеграторами, развивая тем самым «национальное» ИТ-комьюнити. Появится еще больше интересных проектов, что даст нам больше опыта и возможностей в реализации нового функционала и решений для российского бизнеса.
– Большое спасибо за беседу!