Дмитрий Овчинников («Газинформсервис»): «МФЦ автоматизировали часть своих процессов, но до полной автоматизации еще далеко»

Компания «Газинформсервис» является интегратором и вендором на рынке информационной безопасности и сейчас занимается исследованиями в части противодействия атакам нулевого дня, применением ИИ в средствах защиты информации, развитием защищенной СУБД и многими другими аспектами в области защиты данных. Автоматизация МФЦ – тема сегодняшней беседы с руководителем Лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности Аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервис» Дмитрием Овчинниковым.

Команда «Газинформсервис» Octopus обнаружила 101 уязвимость в инфраструктуре киберполигона на международных киберучениях в рамках ПМЭФ 2024. Это лучший результат среди всех команд защитников (см. новость раздела «Газинформсервис» от 13 июня 2024 г.).

– Дмитрий, как вы оцениваете объем и уровень автоматизации МФЦ на данный момент? Продолжается ли активное развитие ИТ в этой сфере, или основные этапы автоматизации уже пройдены?

 - Сегодня, в 2024 году, уровень автоматизации значительно вырос. С точки зрения пользователя произведена автоматизация многих процессов, которые раньше выполнялись вручную: запись, электронные табло очереди, есть интеграция с сайтом Госуслуг. С точки зрения специалиста по ИТ и автоматизации, МФЦ еще только автоматизировали часть своих процессов, но до полной автоматизации еще далеко. В основном это связано с тем, что существует много сценариев подачи документов и получения справок, для чего требуется принести с собой много документов и правильно и в читаемом виде заполнить разные бланки заявлений. В целом, сами МФЦ можно автоматизировать достаточно быстро, однако все упирается в конечных пользователей, которые не всегда готовы активно использовать цифровые технологии и не имеют постоянного опыта выполнения бюрократических операций с заполнением бумажных версий заявлений.

 

Руководитель Лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности Аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников

Руководитель Лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности
Аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников.
Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»

 

– Какие наиболее интересные технологии можно отметить?

– В будущем, я думаю, будет активно применяться ИИ как в качестве помощника, так и в качестве средства автоматизации приема документов и оформления результатов для выдачи. Машинное обучение, в том числе и глубокое обучение, позволяют сэкономить человеческое время и заменить живых сотрудников на электронных помощников. Все это позволит высвободить рабочие руки для более значимых сфер промышленности и экономики. Кроме того, учитывая риски утечек данных в результате кибератак, перспективным направлением будет использование защищенных систем управления базами данных, в которых будет выполняться обфускация данных и недопущение распространения чувствительных данных в Интернет пространство.

29 мая в рамках события «Форум ЭДО Практика» представитель ООО «Газинформсервис» - эксперт ассоциации РОСЭУ Сергей Кирюшкин подчеркнул, что сейчас от российского бизнеса есть запрос на расширение направлений ЭДО и это страны юго-восточной Азии (см. новость раздела «Газинформсервис» от 31 мая 2024 г.).

– Какие достижения, проекты, связанные с автоматизацией МФЦ, можно назвать инновационными, передовыми?

– Для нас само наличие МФЦ и их автоматизация является привычным явлением. Однако подобная оперативность в получении справок, выписок и других документов до сих пор недоступна для многих западных стран. Такие проекты сами по себе являются инновационными и перспективными с точки зрения предоставления услуг потребителю. Наверное, самой главной инновацией будет объединение разрозненных баз данных из разных ведомственных учреждений в одну общую базу, где будут надежно и безопасно обрабатываться пользовательские данные. Подобная мера давно напрашивается для автовладельцев, так как на рынке автомашин происходит много мошеннических операций по подставным договорам купли-продажи, так как автолюбитель не может самостоятельно проверить подлинность договора и выяснить, кому на самом деле принадлежит машина. Для рынка квартир эту проблему успешно решили.

– Если ваша компания работает на этом рынке, то расскажите, пожалуйста, на чем сфокусировано ваше внимание сейчас.

24 мая на пресс-конференции в рамках международного киберфестиваля Positive Hack Days 2024 компания «Газинформсервис» объявила о старте работы собственного коммерческого центра мониторинга информационной безопасности (SOC, Security Operations Center) (см. новость раздела «Газинформсервис» от 30 мая 2024 г.).

- Наша компания является интегратором и вендором на рынке информационной безопасности, поэтому мы можем только защитить существующие информационные активы. И в этой части мы сейчас занимаемся исследованиями в части противодействия атакам нулевого дня, применением ИИ в средствах защиты информации, развитием защищенной СУБД и многими другими аспектами в области защиты данных.

– Какие перспективы есть у автоматизации работы МФЦ? Идеально автоматизированный МФЦ - какой он?

 - В перспективе, МФЦ будущего - это место, где есть только посетители. Их личность идентифицируется при помощи биометрических данных, заявители самостоятельно заполняют бланки заявлений при помощи ИИ-помощника, сканеры проверяют заявление путем распознавания текста, нейросети без человеческого участия проверяют их документы и осуществляют запросы в профильные базы данных. И в течении часа посетитель получает результат своего запроса без необходимости ждать в течении недели итогового результата.

– Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, Безопасность

Ключевые слова: автоматизация, информационная безопасность, МФЦ, Газинформсервис