– Дмитрий, как вы оцениваете объем и уровень автоматизации МФЦ на данный момент? Продолжается ли активное развитие ИТ в этой сфере, или основные этапы автоматизации уже пройдены?
- Сегодня, в 2024 году, уровень автоматизации значительно вырос. С точки зрения пользователя произведена автоматизация многих процессов, которые раньше выполнялись вручную: запись, электронные табло очереди, есть интеграция с сайтом Госуслуг. С точки зрения специалиста по ИТ и автоматизации, МФЦ еще только автоматизировали часть своих процессов, но до полной автоматизации еще далеко. В основном это связано с тем, что существует много сценариев подачи документов и получения справок, для чего требуется принести с собой много документов и правильно и в читаемом виде заполнить разные бланки заявлений. В целом, сами МФЦ можно автоматизировать достаточно быстро, однако все упирается в конечных пользователей, которые не всегда готовы активно использовать цифровые технологии и не имеют постоянного опыта выполнения бюрократических операций с заполнением бумажных версий заявлений.
Руководитель Лаборатории стратегического развития продуктов кибербезопасности
Аналитического центра кибербезопасности «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников.
Фото предоставлено компанией «Газинформсервис»
– Какие наиболее интересные технологии можно отметить?
– В будущем, я думаю, будет активно применяться ИИ как в качестве помощника, так и в качестве средства автоматизации приема документов и оформления результатов для выдачи. Машинное обучение, в том числе и глубокое обучение, позволяют сэкономить человеческое время и заменить живых сотрудников на электронных помощников. Все это позволит высвободить рабочие руки для более значимых сфер промышленности и экономики. Кроме того, учитывая риски утечек данных в результате кибератак, перспективным направлением будет использование защищенных систем управления базами данных, в которых будет выполняться обфускация данных и недопущение распространения чувствительных данных в Интернет пространство.
– Какие достижения, проекты, связанные с автоматизацией МФЦ, можно назвать инновационными, передовыми?
– Для нас само наличие МФЦ и их автоматизация является привычным явлением. Однако подобная оперативность в получении справок, выписок и других документов до сих пор недоступна для многих западных стран. Такие проекты сами по себе являются инновационными и перспективными с точки зрения предоставления услуг потребителю. Наверное, самой главной инновацией будет объединение разрозненных баз данных из разных ведомственных учреждений в одну общую базу, где будут надежно и безопасно обрабатываться пользовательские данные. Подобная мера давно напрашивается для автовладельцев, так как на рынке автомашин происходит много мошеннических операций по подставным договорам купли-продажи, так как автолюбитель не может самостоятельно проверить подлинность договора и выяснить, кому на самом деле принадлежит машина. Для рынка квартир эту проблему успешно решили.
– Если ваша компания работает на этом рынке, то расскажите, пожалуйста, на чем сфокусировано ваше внимание сейчас.
- Наша компания является интегратором и вендором на рынке информационной безопасности, поэтому мы можем только защитить существующие информационные активы. И в этой части мы сейчас занимаемся исследованиями в части противодействия атакам нулевого дня, применением ИИ в средствах защиты информации, развитием защищенной СУБД и многими другими аспектами в области защиты данных.
– Какие перспективы есть у автоматизации работы МФЦ? Идеально автоматизированный МФЦ - какой он?
- В перспективе, МФЦ будущего - это место, где есть только посетители. Их личность идентифицируется при помощи биометрических данных, заявители самостоятельно заполняют бланки заявлений при помощи ИИ-помощника, сканеры проверяют заявление путем распознавания текста, нейросети без человеческого участия проверяют их документы и осуществляют запросы в профильные базы данных. И в течении часа посетитель получает результат своего запроса без необходимости ждать в течении недели итогового результата.
– Большое спасибо за беседу!