Олег Минаков, «Новые платформы»: «Рынку радиоэлектроники не хватает отечественных чипов»

Олег Минаков, «Новые платформы»: «Рынку радиоэлектроники не хватает отечественных чипов»
Фото: «Новые платформы»
За последние несколько лет российский рынок радиоэлектроники показал высокий рост, при этом постепенно увеличивается доля отечественных производителей. Олег Минаков, генеральный директор компании «Новые платформы», одного из игроков отрасли, рассказал, как развивается рынок и чего ждать от него в ближайшем будущем.

Олег Александрович, начнем с общего – с мирового рынка радиоэлектроники. Какие ключевые тенденции определяют его современное развитие и кого можно назвать лидером?

– Сейчас весь мир буквально помешался на искусственном интеллекте, поэтому игроки рынка радиоэлектроники тоже смотрят в эту сторону. Если брать государственный уровень, то первую скрипку, конечно, играют США и Китай. В этих странах сильнее всего развиты компетенции в софтверной разработке, у них имеются огромные ресурсы как в части научной мысли, так и в смысле денег, поэтому их первенство оправдано.

А если говорить про российский рынок?

– Безусловно, мы так же работаем в этом направлении. Как на государственном, так и на коммерческом уровне реализуются проекты, которые предполагают использование или развитие ИИ-технологий, это всячески приветствуется и поддерживается. Еще хочу отметить, что у нас есть и свои языковые модели, которые уже вполне конкурентноспособны в сравнении с мировыми аналогами, и свои аппаратные решения, которым сейчас тоже уделяется большое внимание.

Как именно используется ИИ в контексте радиоэлектроники?

– Все банально: искусственный интеллект требует больших вычислительных мощностей, для которых нужны огромные дата-центры с серьезными серверами, имеющими графические ускорители. Такие серверы и относятся к нашей отрасли. Соответственно, на этой волне здорово взлетела компания NVIDIA со своими графическими ускорителями, которые прекрасно подошли под вычисления для проектов с искусственным интеллектом.

Вы упомянули в качестве лидеров США и Китай. А есть ли у России какие-то преимущества по сравнению с ними?

– Потенциально да. Поскольку дата-центры требуют огромных энергетических ресурсов, то нашим преимуществом может стать лидирующее положение в атомной энергетике. То есть чем больше у тебя дешевой энергии, тем больше ЦОД под ИИ-проекты ты сможешь построить. Очевидно, что в развитии чипов или софта для нейросетей мы отстаем и от США, и от Китая, но достижения в мирном атоме – это довольно солидный козырь. Вопрос доступности электроэнергии вообще ключевой в этом направлении. И если Китай является энергодефицитной страной (массово закупает «энерготовары» – нефть, газ, уголь), а США – нейтральной (и покупает, и продает, но покупает чуть больше), то Россия – энергопрофицитное государство (не покупает, а продает), что является нашим ключевым преимуществом. Спасибо нашим предкам, что оставили нам в наследство такие территории и закрома с природными богатствами.

Но не стоит умалять и своих достижений: мы не почивали на лаврах советского и тем более имперского наследия. Наша страна – реальный мировой лидер в атомной энергетике. И если на текущий момент проекты малых атомных станций и реакторов за рубежом пока только на бумаге, т. к. реакторов к ним у них нет, то у нас они есть. Первый пример – плавучая атомная теплоэлектростанция (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».

Также вполне вероятно, что мы перейдем от моноцентричного размещения ЦОД (90% всех мощностей сейчас расположены в Москве и Петербурге) к распределенному размещению возле источников энергии. Есть здесь как плюсы, так и минусы, но с высокой вероятностью именно в этом направлении и будет развиваться направление строительства ЦОДов.

Генеральный директор компании «Новые платформы» Олег Минаков
Генеральный директор компании «Новые платформы» Олег Минаков
Фото: «Новые платформы»

Когда бизнесу не страшно

Вы уже косвенно затронули тему микроэлектроники. Давайте копнем ее глубже, ведь это неотъемлемая часть рынка радиоэлектроники. Последние годы свою нишу пытаются занять отечественные компании. Есть ли у них перспективы?

– Тут надо понимать, что успех всегда зависит от количества заказчиков. Для того, чтобы они появились, нужно предварительно много инвестировать в заводы и передовые технологии. Соответственно, крайне важна государственная поддержка, притом весьма мощная. Она сейчас, конечно, оказывается, но для того, чтобы не просто догонять китайцев или американцев, а делать что-то свое – и качественное, – нужно больше инвестиций, которые не окупятся в краткосрочной перспективе. Но в любом случае то, что делают нынешние отечественные компании рынка микроэлектроники, – это необходимая работа, ведь собственная элементная база представляет неотъемлемую часть цифровой независимости страны.

Отдельно хочу заметить, что на текущий момент инвестиции очень дорогие и, как показал уже опыт последних лет, достаточно рискованные по причине возможного резкого роста стоимости их поддержания. В связи с этим видится, что обсуждаемые форматы форвардных контрактов являются крайне интересным инструментом и как источник инвестирования на расширение производства или разработку, и как обеспечение последующего рынка сбыта, обеспечивая и важный психологический момент для будущих проектов – востребованность разработок.

А возможна ли какая-то синергия, государственно-частное партнерство, когда бизнес и государство работают в связке?

– Такое возможно, но с оговорками. Дело в том, что окупаемость в этой сфере на данном этапе развития будет составлять более пяти лет. Ни один бизнесмен не захочет инвестировать в проект на таком горизонте, который к тому же может расшириться на более серьезный срок.

Хотя и такие связки, безусловно, нужны, но, скорее, – в реализации «коротких» проектов. Например, когда есть уже готовый условный чип, есть понимание, как его коммерциализировать и какое устройство на его базе создать. Вот здесь синергия бизнеса и государства будет работать на все сто, поскольку есть четкая цель, и бизнесу нечего бояться.

В последнее время часто звучат заявления от различных спикеров Правительства РФ, что планируется нарастить инвестиции в электронную и радиоэлектронную промышленность в 2026/27/28 годах. Насколько сильно это скажется на развитии отраслей?

– Скажется точно, но насколько сильно, – сказать трудно: необходимо смотреть, на какие именно сегменты будут нацелены инвестиции. Важно, чтобы финансовые средства были направлены на создание отечественных сложных микросхем: центральных процессоров и сетевых чипов, которые можно использовать в графических картах. То есть это те же самые аналоги графических карт NVIDIA, которые используются для вычислений и в нейросетях. Это то, чего рынку радиоэлектроники катастрофически не хватает, поэтому многие производители вынуждены использовать китайские чипы.

Но хочу заметить, что стимулирование только предложения (инвестиции в разработку) будут бессмысленны, если не обеспечить и не поддерживать спрос на данные разработки. Под стабильный, прогнозируемый и масштабируемый год к году спрос участники рынка готовы будут масштабировать свои производственные мощности, обеспечивая ужесточающиеся требования рынка по применению отечественных компонентов.

От стартапа до опытного игрока

«Новые платформы» на рынке уже пять лет, как сильно компания поменялась за это время?

– Предприятие начиналось как небольшая команда энтузиастов, которые поверили в то, что российскую радиоэлектронику можно и нужно возрождать, пытаясь не только догнать, но и перегнать весь остальной мир. Всё начиналось с простых, не очень производительных платформ. Но со временем и ростом компетенций мы стали делать более сложные продукты, при этом важным условиям было то, что мы производим именно свое, отечественное. Поэтому основными нашими клиентами стали и остаются компании рынка информационной безопасности.

Теперь же, вместе с остальным рынком, мы смотрим в сторону высокопроизводительных платформ: собираемся выпустить российский сервер, в который можно ставить ускорители для вычислений, необходимых в ИИ-проектах.

То есть, отвечая на вопрос, – за пять лет мы от новичка доросли до опытного игрока рынка.

Компания производит продукцию на своем заводе или использует участки других предприятий?

– Стартовали мы с того, что 100% заказов делали на контрактных производствах. Со временем у нас появился собственный опытный участок, где мы производили мелкие серии в интересах разработки и небольшие серии для заказчиков. Сейчас у нас имеется собственное производство в Москве, где мы можем выпускать до 50 тысяч устройств в год.

Вы упомянули, что используете китайские чипы. Только их?

– Нет, конечно. Основная линейка платформ создана на базе архитектуры x86, также есть платформы на ARM-архитектуре. Кроме того, у нас есть платформа на российском Baikal, и если эта линейка процессоров будет развиваться, то появятся и другие решения.

То есть нет какой-то политической подоплеки в выборе процессоров?

– Нет, мы исходим из необходимости, доступности, требований регуляторов и соотношения цена/качество. Конечно, мы готовы сотрудничать с китайцами, потому что они нам сейчас ближе, чем американцы, но если будут российские аналоги, то мы с большим удовольствием будет работать с отечественными компаниями.

А вообще есть ли какой-то партнерский «коннект» с российскими компаниями?

– Да, мы работаем со всеми ведущими игроками нашей отрасли. Например, с тем же самым «Микроном», который выпускает широкую номенклатуру микросхем, в том числе «Амур»; как уже было упомянуто, сотрудничаем с «Байкал Электроникс», а также с «Элвисом» и «Миландром».

Зоны роста

Какие у компании стратегические планы на ближайшие годы?

– Стратегически мы хотим попробовать свои силы на рынке серверов общего назначения и выйти на рынок с решениями для ресурсоемких вычислений в области искусственного интеллекта. Также мы уже выводим линейку сетевых устройств: это коммутаторы и маршрутизаторы.

Последнее особенно интересно, потому что сегмент для нас новый, при этом он имеет высокий потенциал импортозамещения, ведь до сих пор большинство сетей в России построено на зарубежных решениях. Сейчас уже приходит время как с точки зрения требований регуляторов, так и жизненного цикла существующих продуктов, поэтому верим, что этот сегмент будет расти.

А если говорить о предполагаемых бизнес-показателях?

– У нас есть довольно амбициозный план – увеличить выручку в два раза на горизонте двух-трех лет. Такой же двукратный рост планируем по производственным мощностям. Так как мы запускаем новый сегмент коммутаторов и маршрутизаторов, потребуются дополнительные линии монтажа печатных плат, сборки, наладки и тестирования устройств.

Судя по планам компании, вы ожидаете и дальнейшего развития рынка?

– Безусловно, ведь у отрасли есть все возможности. Да, мы отстаем по микроэлектронике и софту от глобального рынка, но, как уже отмечалось, можно воспользоваться достижениями мирного атома – это позволит, пока другие будут упираться в ограничения доступности электроэнергии, здорово поддержать как микро- и радиоэлектронику, так и развитие области нейросетей, используя возможности для экстенсивного роста.

Тематики: Оборудование

Ключевые слова: микроэлектроника, Импорто­замещение