– Олег, как вы оцениваете объем и уровень автоматизации МФЦ на данный момент? Продолжается ли активное развитие ИТ в этой сфере, или основные этапы автоматизации уже пройдены?
– С точки зрения объема и уровня автоматизации МФЦ сегодня можно назвать одним из наиболее продвинутых государственных ведомств. И так и должно быть, ведь эта организация аккумулирует возможности для оказания всех ключевых госуслуг гражданам. Основные этапы автоматизации в МФЦ уже реализованы. Оценить их полноту и качество можно даже с позиции среднестатистического пользователя: количество очных визитов, которые необходимо сделать человеку для решения своего вопроса, сегодня сведены к минимуму.
Советник генерального директора Content AI Олег Сажин.
Фото: Content AI
– Какие наиболее интересные технологии можно отметить?
– Как вендор решений для распознавания и интеллектуальной обработки информации Content AI высоко оценивает способность МФЦ эффективно управлять документооборотом и информационными потоками в целом. Этого удается достигать за счет интеграции различных систем, а также использования современных OCR-технологий и решений с искусственным интеллектом.
Через МФЦ проходит колоссальный объем бумажных и электронных документов: заявлений, запросов, писем, форм. Для подготовки ответов и выноса решений специалисты организации взаимодействует с реестрами и архивами большого количества государственных структур. Все эти процессы интегрированы с единым порталом государственных услуг.
Очевидно, что автоматизация процессов работы с документами – их прием, первичная обработка, извлечение данных и способы их дальнейшего использования – является наиболее значимой задачей, которая обеспечивает эффективность функционирования всего ведомства.
– Какие достижения, проекты, связанные с автоматизацией МФЦ, можно назвать инновационными, передовыми?
– Отмечу достижения, связанные с нашей сферой деятельности. МФЦ удается успешно решать задачи, связанные с обработкой документов. Это весомый показатель цифровой зрелости.
Для получения любой услуги гражданину необходимо предоставить большое количество документов разного типа: паспорт, ИНН, свидетельство о рождении или о праве собственности, медицинские справки и формы. Для запуска запроса в работу операторы сканируют документы, переносят данные в нужные формы и отправляют запросы в причастные ведомства. Важно сделать это быстро и безошибочно, расхождение даже в одной цифре или букве недопустимо. При этом документы бывают разного качества – старые или поврежденные, с разными видами текста – печатным, рукопечатным или рукописным.
Задачи обработки документов в МФЦ решаются с помощью современных технологий, которые распознают и извлекают информацию из сканов, фотографий, электронных документов, верифицируют их с релевантными базами данных и направляют в нужные системы в соответствии с заранее определенным сценарием.
Автоматизация обработки документов по каждой из оказываемых МФЦ услуг, а сегодня их уже несколько сотен, требует отдельной проработки и объединения усилий вендора, интегратора и специалистов ведомства, отвечающих за управление операционными бизнес-процессами и внутренней ИТ-архитектурой. Наблюдая результат, можно сказать, что работа в этой части проделана колоссальная.
– Какие перспективы есть у автоматизации работы МФЦ? Идеально автоматизированный МФЦ - какой он?
– В области обработки документов все наиболее частотные запросы в МФЦ уже цифровизованы, и сегодня ведомство сосредоточено на автоматизации более редких, но не менее важных, сценариев обращений. Например, обработке заявлений на выдачу разрешения на осуществление сделок с имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему или недееспособному лицу.
Также МФЦ проявляет большой интерес к автоматизации обработки документов, включающих рукописный текст, например, анкет или опросников граждан. Внедрение такой технологии позволит оптимизировать работу операторов, которые переносят эти данные вручную, сократить количество ошибок.
Дальнейшее развитие ведомства будет двигаться в сторону автоматизации все большего количества процессов и задач, а также объединения отдельных систем и сервисов в единое интеллектуальное цифровое пространство. Можно предположить, что в перспективе для граждан станет возможным взаимодействие с ведомством онлайн, без необходимости посещения офисов. А для сотрудников МФЦ новый цифровой переход будет заключаться в более простом и удобном способе решения рабочих задач.
– Большое спасибо за беседу!