— Роман, каким запомнится уходящий 2024-й отечественному рынку? Какими событиями, изменениями, трендами он ознаменовался?
— На мировом уровне основным трендом стало активное внедрение искусственного интеллекта (ИИ), о чем свидетельствует рейтинг Gartner, где шесть из десяти технологических стратегий связаны с ИИ. Данный тренд не обошёл и Россию. В нашей стране бизнес массово внедряет ИИ. К примеру, в «Ростелекоме» мы используем собственный «Нейрошлюз», который предоставляет сотрудникам компании доступ к современным решениям и технологиям в области машинного обучения.
В России также наблюдается бурный рост облачных сервисов. Они становятся основой для создания cloud-native продуктов. Динамично развивается сектор кибербезопасности. В целом ИТ-рынок продолжает адаптироваться к изменениям, использует новые технологии и локальные решения. В настоящее время в Реестре российского ПО зарегистрировано уже более 21 тыс. ИТ-продуктов для различных секторов экономики.
Роман Хазеев, директор по развитию цифровых технологий «Ростелекома»
Фото: «Ростелеком»
Климат на рынке также стал более напряжённым, особенно после введения новых санкций и масштабных сбоев в крупных международных системах. Однако российские решения стойко справляются с происходящими флуктуациями.
— Что принес 2024 год для сферы телекома?
— В 2024 году «Ростелеком» продолжил наращивать выручку, демонстрируя двухзначные темпы роста и увеличение операционной прибыли. Основными драйверами стали цифровые сервисы и инновационные продукты, адаптирующиеся под потребности бизнеса и государства. В частности, компания активно расширяет сеть дата-центров, чтобы удовлетворить растущий спрос на облачные решения, увеличив количество стоек на 20 %.
«Ростелеком» усиленно работает в области кибербезопасности, обеспечивая защиту своих клиентов. Растет интерес к общественно значимым сервисам, таким как Госуслуги, которые превышают 112 млн зарегистрированных пользователей и около 700 млн заявлений на получение онлайн-услуг.
Кроме того, «Ростелеком» активно внедряет цифровые технологии в здравоохранение, улучшая доступ к медицинским услугам и увеличивая количество электронных записей.
— Перечислите важнейшие события, достижения, проекты. 2024 год для «Ростелекома» — то что?
— В уходящем году «Ростелеком» достиг значительных успехов. 2024-й стал временем внедрения новых технологических решений и значительных шагов в области цифровизации услуг и внутреннего развития.
«Лицей» — образовательная онлайн-платформа «Ростелекома», которая объединяет уроки по всей школьной программе с 1 по 11 класс и курсы по развитию.
Чат-бот — инновационное решение «Ростелекома», реализованное с помощью современных инструментов на базе собственных разработок компании. Интеллектуальные нейросети, скрипт-менеджер и бот на микросервисной архитектуре позволяют широко использовать систему в разных каналах общения с клиентами, быстро меняться в соответствии с требованиями пользователей и бизнеса, обеспечивать единый подход к обслуживанию.
Умный дом – сервис мониторинга жилища, который оперативно реагирует на чрезвычайные ситуации и предоставляет пользователям онлайн трансляции или записи с камеры видеонаблюдения.
Если говорить о digital-направлении, ключевыми достижения стали:
— Какие ожидания вы связываете с 2025 годом в масштабах компании, отрасли, всего отечественного ИТ-рынка?
— В 2025 году ожидается продолжение важнейших трендов, определяющих развитие отечественного ИТ-рынка и «Ростелекома», в частности.
Если говорить про нашу компанию, мы будем придерживаться ранее выбранного курса с акцентом на более интенсивное развитие и цифровизацию. В условиях активной трансформации «Ростелеком» достиг высокого уровня цифровизации, что подтверждается выручкой от цифровых сервисов (22 % на конец 2023 года). Рост численности ИТ-специалистов (до 15 тыс.) и высокая степень автоматизации процессов (более 80 % операционных, производственных, управленческих функций цифровизированы) наглядно демонстрируют готовность к дальнейшим изменениям.
Конъюнктурные и экономические вызовы заставляют определенным образом адаптировать нашу стратегию и тактику. Однако существующие условия способствуют росту производительности и развитию отечественной ИТ-отрасли, что продолжает поддерживать рынок труда. Здесь «Ростелеком» намерен перейти к модели интеллектуального интенсивного роста, фокусируясь на автоматизации и внедрении ИИ.
Важнейшей задачей для нас будет исполнение обязательства по 100 % использованию отечественного программного обеспечения и аппаратных комплексов в условиях растущего регулирования в области импортозамещения.
Первоочередным является вопрос импортозамещения объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). ИТ-инфраструктура должна оставаться конкурентоспособной, обеспечивая высокий уровень доступности и отказоустойчивости, а компания должна адаптироваться к потребностям различных бизнес-сегментов.
Для нас критично создавать как рыночные, так и глубоко специализированные, востребованные внутри «Ростелекома» продукты, а также обеспечивать целостность ИТ-ландшафта информационных систем государства. Безусловно, мы продолжим наращивать нашу экспертизу в области искусственного интеллекта, видео-аналитики, роботизации.
— Большое спасибо за беседу!