– Юрий, почему, несмотря на активную госполитику импортозамещения в течение 10 лет, доля российских производителей на рынке офисного ПО пока еще не велика?
– Действительно, доля отечественных вендоров в сегменте офисного ПО составляет порядка 16 % – по данным лидеров рынка. Несмотря на миллиардные вложения в эту сферу, основной базой данных в стране сейчас все еще является Excel – в России сегодня примерно 60 млн его инсталляций. Самыми популярными текстовыми редакторами для программистов являются многофункциональные программы открытого софта (Open Source). 100 млн пользователей работают в различных не российских текстовых редакторах – Visual Studio Code, Sublime Text, LibreOffice Writer и других. Многие пользователи не мыслят офис без систем планировки Jira и MS Project, хотя разработчики ушли из России.
Microsoft до сих пор занимает доминирующее положение только потому, что на старте компания вложила большие деньги в российский рынок и, несмотря на официальный уход, уступать место не собирается. Приведу ряд фактов. У внедренного в школы сервиса «Электронный дневник» внутри до сих пор стоит облако Microsoft, оно служит и хранителем, и обработчиком документов.
Эксперт Центра технической поддержки РДТЕХ Юрий Пономарев
Образовательные стандарты меняются с трудом, и обучение ИТ в среднеспециальных и высших учебных заведениях сегодня проводится не с помощью национальных приложений. В ряде вузов, конечно, российские офисные решения внедрены, но это сделано усилиями разработчиков. Так, в партнерах компании «МойОфис» многие региональные педагогические институты и больше 3,5 тыс. школ особенно в Сибири.
– Нужны ли специальные меры воздействия, чтобы зарубежного стало меньше, или рынок постепенно все отшлифует?
– Рынок сам себя не отрегулирует, требуются механизмы на уровне государства. Начать можно с того, что действующие форматы цифровых данных должны быть принимаемы в любых госведомствах и на онлайн-ресурсах. В этом случае количество внедрений отечественных решений, разумеется, сильно увеличится.
Надо исправить ситуацию, когда многие правовые системы используют формат документов от Microsoft как общераспространенный для получения информации от населения. Решения Open Source, как правило, доступны только тем организациям, которые изначально работают со свободным ПО, либо в состоянии поддерживать штат администраторов, знающих современный ИТ-ландшафт.
Нужны и более активные действия отраслевых ассоциаций, в частности, создание их филиалов при каждом крупном вузе и исследовательском центре. Они должны продвигать лучшие практики по преподаванию, внедрять автоматизацию проверок передаваемой информации – в этой части показателен опыт российской таможни по электронному декларированию, где в свое время был внедрен соответствующий кейс РДТЕХ.
Необходим переход на российские ГОСТы, он сложен, но жизненно необходим. Мы должны стать собственниками своей информации. Долгие годы российская промышленность использовала решения иностранных вендоров, накапливались массивы данных об управлении оборудованием, станки обучались на этой информации. Пока все это – в распоряжении зарубежных производителей.
Немало примеров, когда Россия добивается значительных результатов в ИТ. В 2015 году наша страна получила приз ООН за автоматизацию образования. Мы компьютеризируем больницы, школы, но многие данные пока не сопряжены. До сих пор ряд госведомств управляет своими данными автономно.
При этом вендоры периодически радуют хорошими новостями. Лидером по объемам закупок в школы и вузы за три квартала 2023 года стало отечественное ПО Astra Linux, которое обошло Windows на 43 %. Разработчик «Р7-офис» объявил о планах занять до 80 % российского рынка графических редакторов и заменить решение Microsoft Visio.
Есть поручение президента в отношении госкомпаний о полном переходе к 1 января 2025 года на отечественные ОС и пакеты офисных приложений, а значит, процесс пойдет быстрее. В мае 2023 года «Росатом» приобрел 100 тыс. лицензий на продукт «МойОфис». «Россети» в ноябре разместили тендер на закупку отечественной почтовой системы.
Если бизнес увеличит темпы, то доля отечественных разработчиков офисного ПО к 2027 году может увеличиться до 82 %, как полагают аналитики J’son & Partners Consulting.
– Как вы оцениваете российских игроков офисного ПО, насколько конкурентна эта сфера?
– Компаний, внедряющих отечественные офисные приложения, более трехсот. Лидеры по применению в госструктурах – «МойОфис» и «Р7-офис». Тем не менее, на текущий момент полностью функционалом владеет только Microsoft, что затрудняет внедрение инноваций в офисы.
Сложностью для пользователя сегодня является получение облачного доступа из офисных приложений, масштабирование решений на большое количество офисов, администрирование элементов безопасности, массовой обработки типовых документов.
«МойОфис» взял правильные ориентиры. Создан почтовый сервис Mailion на миллионы пользователей – в ноябре выпущена его версия, которая упрощает переход организаций с иностранных решений. У компании построена своя облачная, коммуникационная структура, внедрена коллективная обработка документов, системный подход к внедрению и миграции. Однако его прямые конкуренты – «Редсофт», «Р7-офис» и другие - делают особый акцент на безопасности: создают отдельные директории защиты, системы ускоренного прохождения информации внутри корпоративных систем.
Эти процессы необходимо стандартизовать на уровне государства. В том числе потому, что ФСТЭК периодически предупреждает о новых уязвимостях в продуктах Microsoft, они могут затрагивать десятки тысяч серверов в России.
Есть и другие риски. Западные производители пытаются внедрить анализ действий пользователя внутрь офисных приложений. Это можно увидеть при обновлении, например, Microsoft Edge, который предлагает сделать единую точку входа, как в браузер, так и в Интернет. Опасность в том, что синхронизация данных россиян происходит на серверах, находящихся вне территории страны.
– Есть ли в России весь стек продуктов для офисных пользователей, чего не хватает?
– Весь набор решений присутствует на рынке, но он не интегрирован. Хотя из российского ПО вполне можно сделать удобоваримый и практически применимый устойчивый офис. Есть отдельные минусы. Так, например, индексация существует, но на открытых технологиях, отсутствует опыт по каталогизации документов, автоматизации систем исследования данных.
Но если производитель вашего офисного пакета заявляет, что выполняет порядка 85 % функционала, а российские вендоры столько и предлагают, этого будет достаточно даже продвинутому пользователю, оставшиеся 15 % предназначены для узких профессионалов.
Думаю, нашим разработчикам нужно осваивать возможности умных голосовых помощников, внедряя их в софт. Недалеко то время, когда Алиса с помощью искусственного интеллекта сможет управлять офисами и корпорациями. Виртуальные ассистенты российских производителей постоянно улучшают свои возможности. Так, Алиса в новой версии умной колонки от Яндекса, выпущенной в ноябре, уже лучше отзывается на команды, а значит, точнее обрабатывает запросы.
– Конкурирует ли проприетарный софт с аналогами Open Source? Могут ли они сосуществовать вместе?
– Сосуществование не только возможно, но и даже полезно. Например, на моем компьютере установлены и LibreOffice, и программы проприетарного софта, и они у меня для ускорения работы с документами активно взаимодействуют.
Напомню, что требования по интеграции иностранных и отечественных программ, включенных в Реестр отечественного ПО, были приняты еще шесть лет назад.
У проприетарного и свободного ПО разные преимущества. В свободно распространяемом LibreOffice можно редактировать страничный комментарий, не у всех есть эта опция. Сила Open Source в том, что оно быстрее идет вперед, хотя не всегда отлажено в мелочах. Хотя «МойОфис» также преодолевает барьеры – со своим языком программирования Lua запускается на любых платформах, взаимодействует со стандартными форматами данных, позволяя устанавливать правильный документооборот, получать копии проприетарных данных, редактировать их сохранять в облаке и, если надо, то передавать через внутренние ИС другим пользователям с учетом рисков безопасности.
Многие российские компании вносят свой вклад в развитие офисного ПО. Упомяну партнеров РДТЕХ: Visiology адаптирует язык DAX (Data Analysis eXpressions), Arenadata создала документоориентированную (document-oriented database) СУБД для больших данных.
В октябре российские разработчики начали вводить универсальные лицензии для Windows и Linux. Это поможет плавно переходить на использование отечественного ПО.
– Почему так сложен перевод организации на отечественное ПО? Что входит в этот процесс и можно ли его ускорить?
– В целом подготовка специалистов организации длится около полугода, потом в течение такого же периода происходит тестирование, полгода занимает непосредственно миграция. Год остается для изменения психологии рядовых пользователей по мере использования отечественного программного продукта.
В УЦ РДТЕХ учат миграции на новые технологические рельсы. Подготовка квалифицированного администратора занимает примерно месяц. Далее он должен помогать осваивать российский софт пользователям. У некоторых возникают проблемы, как это сделать оперативно и качественно. Наш учебный центр рекомендует возродить сертификат Microsoft Office Certificate Users для этих целей.
Пользователи при этом должны активно заниматься самообразованием, посещать курсы. Они могут попробовать свои силы и сдать экзамен, который разработал «МойОфис», это испытание в онлайн займет 40 минут, рекомендую его читателям.
– Могут ли сообщества ИТ-разработчиков влиять на развитие сегмента офисного ПО и участвуют ли в этом профильные ассоциации – в мире и России?
– Любое комьюнити, набирая силу, вызывает интерес со стороны лидеров рынка. Сообщество программистов свободного ПО в свое время привлекло внимание и инвестиции таких гигантов как IBM, Apple, Dell, Intel, Google.
Объединения разработчиков часто создают сами корпорации – Intel Design Center, Microsoft Research. Эти структуры решают, как будет развиваться софт и железо и как они смогут соответствовать друг другу.
В российской ИТ-индустрии есть ряд ассоциаций – АПКИТ, РУССОФТ, «Отечественный софт». Наши вендоры в сфере аппаратных продуктов не имеют такого зрелого сообщества. Но в условиях санкций они стали активно осваивать открытые архитектуры и современные платформы. При подобной скорости развития отечественный технологический стек через некоторое время сможет конкурировать с западным. Надеюсь, что в этом десятилетии мы увидим полностью национальный компьютер, где все компоненты будут произведены в России, а значит, наша страна сможет заявить о технологическом суверенитете. РДТЕХ видит свою миссию в том, чтобы приближать эти реалии, отслеживая технологические тренды рынка и обсуждая их на новых авторских учебных курсах для корпоративных пользователей.
– Большое спасибо за беседу!