- Алексей, добрый день! Хотелось бы услышать вашу оценку идеи создания реестра как явления на российском ИТ-рынке!
- Идея создания реестра отечественного ПО, на мой взгляд, очень здравая, нужная и своевременная. Мы ее поддерживаем полностью. Она позволяет решить целый ряд вопросов, важных для ИТ-бизнеса и для страны в целом. В первую очередь это вопросы безопасности, которые стали особенно актуальными после введения санкций со стороны целого ряда западных и восточных стран. Важность обеспечения безопасности управления страной невозможно переоценить. А так как на государственном уровне сейчас используется много электронных систем, включая документооборот, то безопасность в сфере ИТ является государственной задачей. Кстати, в России в области ИТ санкции так и не были введены в полном объеме. Мы почувствовали их влияние, но оно было не таким выраженным, как, например, в Сирии, где после начала боевых действий сразу же произошли сбои в работе программного обеспечения.
Директор по управлению качеством компании ЭОС Алексей Мальков
Также одна из целей проекта – создание условий для выплат российскими разработчиками налогов в России. Очень важно, чтобы под вывеской российского ПО в реестр не проникли иностранные продукты. Мы помним ситуации, когда иностранные предприятия автомобилестроительной отрасли приходили в Россию, но многие договоренности об участии российской стороны не выполнялись. И сейчас некоторые иностранные производители ПО пытаются создать в России свои компании, которые формально были бы российские, чтобы включить свои программы в реестр. Понятно, что если бы им открылась такая возможность, вся суть борьбы за российское ПО свелась бы к нулю.
- Какие шаги по включению своего ПО в реестр уже принял ЭОС?
- Как поставщик программного обеспечения государственным структурам различного уровня - от федерального до муниципального – ЭОС намерен подать заявки о включении в реестр всей линейки своих продуктов. В том числе мобильных решений, подсистем и модулей, которые могут продаваться отдельно и, соответственно, требуют отдельной регистрации в реестре. У ЭОС это более полусотни продуктов. ЭОС всегда был российской компанией, все бенефициары ЭОС - это только граждане России, ни у кого из них даже нет двойного гражданства. Сомнений в том, что наше ПО окажется в реестре, у нас нет. Другое дело, надо понимать, что этот процесс требует времени.
На сегодняшний день по итогам заседания Экспертного совета по российскому программному обеспечению при Минкомсвязи России в реестр включена СЭД «ДЕЛО». Соответствующий приказ подписал 20 февраля 2016 года Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров. Надо отметить, что нами были отправлены заявки на практически все опции СЭД «ДЕЛО» – их не один десяток.
Зарегистрирована заявка на внесение в реестр продукта «Архивное дело». Остальные заявки находятся в процессе разработки.
Заседание экспертного совета по российскому ПО 18 февраля 2016 года
- Каким образом ведется работа экспертов, рассматривающих заявки о включении ПО в реестр?
- Экспертный совет, который выносит заключения по заявкам на включение в реестр, состоит из 20 уважаемых представителей отрасли, в том числе ведущих ИТ-компаний, Минкомсвязи, ФАС. При проверке заявок эксперты инсталлируют программное обеспечение, смотрят на сайте правообладателя, какие функции должно это ПО выполнять, изучают документацию. Проверяют, как функционал, описанный на сайте, реально реализуется, нет ли там импортной составляющей. Это поистине огромная работа. Особенно если это серьезное промышленное решение, которое требует отдельных СУБД, настроек. Например, чтобы в продуктах ЭОС заработала опция «ЭП и шифрование» - очень важная опция для придания юридической значимости документу, часто используемая нашими клиентами - нужно настроить сервер СУБД, IIS и многое другое.
- Может ли ЭОС как-либо помочь экспертам в этой работе?
- Мы зарегистрировали специального пользователя «Эксперт РПО», логин и пароль предоставили экспертному совету. Эксперты могут заходить на закрытые страницы нашего сайта, тестировать решения, пользоваться напрямую техподдержкой, общаться как зарегистрированные пользователи, как наши клиенты. Также мы готовы проводить презентации наших систем как в офисе ЭОС, так и на любой другой территории.
- Кроме доступа к ПО, какую информацию необходимо предоставить?
- Прежде всего, информацию о бенефициарах. Она позволяет определить, кто хозяева ПО, можно ли считать, что ПО, правообладателями которого являются указанные организации, действительно российское. Согласно решению Минкомсвязи, российское ПО - это то, которое более чем на 50 % принадлежит россиянам, поскольку только россияне в случае критической ситуации будут обязаны при принятии своих решений подчиняться воле Правительства РФ.
Список наших бенефициаров включает все их данные, в том числе паспортные, доли в бизнесе. У ЭОС очень простая ситуация, поскольку, как я уже говорил, все наши бенефициары - россияне. Но бывает, что в структуре собственности есть иностранные собственники или оффшоры, позволяющие скрыть реального собственника. Плюс у целого ряда организаций есть не только сложные системы собственности, но и большое число собственников. Тогда требуются данные обо всех лицах, чье решение может кардинально влиять на судьбу продуктов.
Следующая информация, которая предоставляется – на основании чего у правообладателя появились исключительные права. Реально здесь может быть только две ситуации: правообладатель либо купил ПО у разработчика, либо разработал его сам. Владение исключительным правом необходимо доказать, предоставив сканы лицензионных договоров, продажи исключительных прав.
- Как происходит процесс внесения заявки на сайте Минкомсвязи?
- Фактически это портал, расположенный на домене третьего уровня, где необходимо авторизоваться в личном кабинете. После нажатия «Подать заявку» появляется экран, на котором вносятся сперва наименования ПО. Далее есть поле «Альтернативное или предыдущее название решения», которое тоже необходимо. У нас, например, опция «ЭЦП и шифрование» в 2011 году в связи с изменением законодательства была переименована в «ЭП и шифрование», но в документах о наличии исключительного права она идет под изначальным названием.
Следующее поле – это классификатор, очень важная составляющая реестра. Число классов должно быть небольшим, чтобы заказчикам было удобно им пользоваться, а также чтобы компании-конкуренты попадали в один класс и было проще противостоять коррупции. Здесь есть поле для ссылки на страницы сайта правообладателя, где указывается функционал программы. Соответственно, при выборе ПО заказчик может посмотреть функционал сразу у нескольких конкурентов и сравнить, что позволяет расценивать реестр как маркетинговую площадку.
Единый реестр российского ПО на сайте Минкомсвязи РФ
Бывают ситуации, что по функциям заказчику нужно, чтобы искомая программа находилась в нескольких классах. Классификатор позволяет увидеть, программы какого поставщика соответствуют этому условию. Например, есть класс «ПО общего назначения», куда относятся делопроизводство, документооборот, куда включены и продукты ЭОС. И есть класс SDK-модулей, из них можно организовать интеграцию с другими приложениями. ЭОС подал заявку на включение СЭД «Дело» и в SDK, и в «ПО общего назначения».
Еще один пункт - отнесение ПО к одному или нескольким кодам экономической деятельности - на мой взгляд, не несет большой пользы, но, может быть, в дальнейшем эта информация найдет применение.
Важный момент - все документы желательно подавать в текстовом виде, чтоб было удобно организовывать поиск по базе данных. Вся заявка в целом подписывается ЭП и считается юридически значимой. Мы подписываем наши заявки при помощи нашего продукта «Карма».
- Есть ли у вас какие-либо пожелания к процедуре регистрации?
- Изначально они были, но система постоянно дорабатывается, к настоящему времени система она работает устойчиво. Классификатор какое-то время - думаю, не менее полугода - останется в таком виде, в каком мы его видим сейчас, потом будут воплощаться предложения по его усовершенствованию.
- Вернемся к вопросам импортозамещения. На данный момент среди отечественных разработок нет, например, СУБД, сопоставимых с иностранными. А они необходимы и клиентам ЭОС в том числе.
- Действительно, у некоторых наших клиентов должны работать только мощные промышленные СУБД, которых пока нет среди отечественного ПО. Создатели реестра и здесь поступают мудро и не рубят с плеча - согласно законодательству, если в реестре нет ПО, удовлетворяющего требованиям заказчика, то на эти участки допускается приобретать иностранное ПО.
Но посудите сами: если 10 лет назад промышленные СУБД производил только Oracle, то через несколько лет Micrоsoft с SQL забрал большую часть этого рынка. Так и сейчас: если какая-либо отечественная компания за счет импортозамещения получит ресурсы для развития своих разработок, то через несколько лет у нас может появиться отечественная СУБД промышленного уровня.
- Последние несколько лет идут разговоры, особенно в госорганах, о целесообразности перехода на свободное ПО, что вы об этом думаете?
- Здесь надо разделять понятия свободного ПО и ПО с открытым кодом. Существуют международные организации разработчиков, которые вносят вклад в развитие свободного ПО. Но я бы назвал его условно свободным. Из Linux Foundation в этом году исключили частных разработчиков, оставили только крупные компании – Google, VMware и т.д. Они регулируют все аспекты, и если они решат, что всем странам свободное ПО предоставляется свободно, а России нет - то так оно и будет. Другое дело, что есть организации, которые на базе свободного ПО делают собственное. Становясь правообладателями, они уже несут ответственность и могут быть включены в реестр. В области тех же СУБД – уже есть отечественные разработки на Linux, и небольшие организации совершенно спокойно могут ими обходиться.
- По вашим прогнозам, когда реестр реально начнет работать?
- Есть вероятность, что реально реестр заработает только к середине 2016 года. Однако зная состав экспертного совета, в том числе зная многих экспертов лично, могу сказать, что это люди, которые реально умеют решать сложные вопросы. Думаю, что они приложат все силы, чтоб ускорить процесс.
Можно ли было сделать так, чтобы реестр заработал раньше? Думается, что – нет, нельзя. Потому что как бы хорошо реестр ни был продуман заранее, все равно задача слишком сложная и нюансы возникли бы. Поэтому я считаю, что поставленные Минкомсвязью сроки - правильные.
- В конце декабря 2015 года ЭОС вошла в состав Ассоциация Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт» (АРПП «Отечественный софт»), которая объединяет российских производителей прикладного ПО и является площадкой для взаимодействия ИТ-сообщества и Минкомсвязи, в том числе по вопросам развития реестра. Расскажите об этом, пожалуйста.
- Этот шаг - еще одна инициатива ЭОС, подтверждающая стремление активно участвовать в развитии рынка. Утверждение кандидатуры ЭОС состоялось в ходе заседания правления Ассоциации, на котором присутствовало более 80 представителей отрасли. Эксперты были удивлены огромной методологической работой, которую проводит ЭОС. Теперь членство в АРПП - важное стратегическое направление работы нашей компании, связанное с уменьшением риска бизнеса.
- В завершение беседы хотелось бы узнать о вашем видении перспектив развития реестра.
- Сейчас в законодательстве сказано, что закупать ПО госструктурам можно только из реестра. Для тех, кто уже использует иностранное ПО, это означает, что они не смогут его дозакупать, но смогут работать на приобретенном ранее ПО. В перспективе возможно внесение таких изменений в закон, чтобы услуги по техподдержке и т.д. оказывали только тому ПО, которое есть в реестре. В результате организациям, которые сейчас используют иностранное ПО, получат стимул для замены своих систем.
Мне также нравится идея создания аналогичного реестра отечественной компьютерной техники. Возможно, уже в 2017 году разработчики отечественного софта начнут дорабатывать свое ПО под наши отечественные компьютеры. Думаю, это очень реалистичный вариант, и такой путь приведет к еще большей безопасности российских информационных систем.
В целом можно предположить, что благодаря реестру в ближайший год-другой отечественные операционные системы, СУБД, офисные программы сделают резкий скачок в развитии. Таким образом, реестр станет одним из факторов становления отечественной ИТ-отрасли на качественно новом уровне.
Что касается ЭОС, то компания сохранит позиции лидера в области документооборота, за счет ухода иностранных конкурентов получив еще часть рынка. Стратегия ЭОС остается прежней – это работа на узком рынке, связанном с СЭД и ЕСМ, но эта работа была и будет предельно глубокой.
- Большое спасибо!
Источник: ICT-Online.ru