- Чем обусловлено такое внимание регулятора к отрасли?
- Конечно, строить предположения о мотивах регулятора – задача неблагодарная. Несомненно - это обеспечение безопасности страны. Также, вероятнее всего, сейчас в нашей стране необходимо решить сразу три внутренние задачи. Первая – это изменение сознания чиновников, производящих закупки. После развала СССР нас убеждали, что всё лучшее может быть только импортным, а российские товары априори хуже. И не важно, про какую отрасль идет речь – про производство продуктов питания или про разработку программного обеспечения. С того времени прошли десятилетия, но многие до сих пор придерживаются прежнего мнения. Действия регулятора как раз и направлены на развенчание этого мифа.
Вторая задача - сейчас чрезвычайно важно добиться роста экономики страны. Если же госструктуры и бизнес будут приобретать отечественное ПО, в стране будут оставаться не только налоги, но и деньги.
Третьей причиной внимания регулятора к отрасли является борьба с коррупцией – это сейчас одна из ведущих составляющих стратегии развития нашего государства.
- Реестр появился уже достаточно давно, а постановление было принято лишь недавно. Складывается впечатление, что они дублируют друг друга. Это действительно так?
- Это не так. Принципиальным отличием является то, что Реестром должны руководствоваться госструктуры, а постановление является руководство к действию для госкомпаний – т.е. у них разная «целевая аудитория». Постановление касается всех видов товаров, работ и услуг. Реестр же используется пока только при закупках прав на программные продукты. В будущем планируется распространять действие Реестра и на оказание услуг, связанных с программным обеспечением – таких как установка, адаптация, сопровождение, - но это пока только планы.
- Работает ли на данный момент Реестр? Когда он запускался, некоторые эксперты опасались, что Реестр может стать средством грязной конкурентной борьбы: ведь достаточно заявить, что тот или иной продукт из него могут исключить, и лояльность существующих клиентов и интерес потенциальных будут снижены. Оправдались ли опасения?
- На данный момент в Реестр включены почти 2 тысячи программных продуктов. Причем в каждом из классов присутствует не менее десятка программ – за исключением недавно созданного класса «Встроенное ПО телекоммуникационного оборудования». Уже проведено большое количество закупок с использованием Реестра, имеются прецеденты закупок с обоснованием невозможности использования отечественного ПО, а также решения ФАС о неправомерности некоторых обоснований – это означает, что Реестр работает.
Реестр постепенно наполняется, а некоторые программы были, наоборот, исключены из него. Таким образом, Реестр живет и работает. Как работает – это другой вопрос. Конечно, есть некоторые сложности и неудобства, но я считаю, что это лишь болезни роста.
Примеры использования Реестра в грязной конкурентной борьбе между производителями решений, включенных в Реестр, к сожалению, начинают появляться. И мы с этим тоже столкнулись. Не так давно мы узнали, что конкуренты пытались убедить заказчика, что система «ДЕЛО» - к слову, одна из первых, включенных в Реестр – будет оттуда удалена и поэтому на «ДЕЛО» переходить не надо. Сама абсурдность этого заявления удивляет. «ДЕЛО» - разработка российская, произведена российской компанией, прошла все экспертные проверки перед включением в Реестр.
Как с такой грязной конкуренцией бороться – никто пока не знает. Однако я уверен, что распространять заведомо ложную информацию – значит ставить себя в невыгодное положение: правда так или иначе вскроется, репутации самого лжеца будет нанесен вред. Да и уровень осведомленности сегодняшних клиентов таков, что они не готовы верить на слово, а всегда стараются проверить получаемую информацию. Так что, вероятно, до заключения контракта с недобросовестным конкурентом в этом случае дело даже не дойдет: лояльность клиента к тому, кто его пытается обмануть еще «на входе», будет очень низкой.
- Насколько, по-вашему, постановление изменит расстановку сил в сегменте ПО в целом и ECM-систем в частности? Велика ли доля зарубежных решений в госструктурах, и как себя чувствуют ЭОС и его решения в этих условиях?
- Постановление на расстановку сил повлияет незначительно, так как на этот сегмент влияет только Реестр. Доля зарубежных решений в сегменте ECM-систем изначально была низкой – это связано со спецификой отечественного делопроизводства и архивного хранения. Замечу, что несмотря на то, что многие опасались введения Реестра, для компании ЭОС никаких негативных последствий не было. При этом конкуренция в сегменте ECM не только сохраняется – она ужесточается, а Реестр, а также активность регулятора способствуют более динамичному развитию рынка.
Замечу, что мы уже сейчас видим результаты трансформации взглядов чиновников, отвечающих за закупки, это касается не только СЭД и ECM-решений, но подхода к выбору программных и аппаратных средств в целом – так что польза от такой стратегии регулятора несомненно есть. Я надеюсь, что к тому времени, как политико-экономическая ситуация вернется к стабильности, отечественные софтверные компании будут настолько прочно стоять на ногах, что смогут быть конкурентоспособными не только в России, но и на международных рынках.