Генеральный директор холдинговой компании «М2М телематика» Александр Гурко: ГЛОНАСС создан, чтобы стать глобальным стандартом

«Высокие технологии устроены так, что локальные стандарты не выживают. Если вы хотите, чтобы ваша технология получила распространение, она должна стать глобальной. В этом смысле мы используем все преимущества ГЛОНАСС, поскольку данная навигационная спутниковая система изначально позиционировалась как глобальная», – такими словами началось интервью корреспондента портала ICT-Online.ru с генеральным директором холдинговой компании «М2М телематика», заместителем председателя совета Ассоциации ГЛОНАСС/ГНСС Форум Александром Гурко.
 Александр Олегович, расскажите, пожалуйста, о компании «М2М телематика». В чем ее специфика, конкурентные преимущества?

 - «М2М телематика» – крупнейшая российская компания, представленная на рынке транспортной телематики и персональной навигации на базе технологий ГЛОНАСС/GPS. Это не единственная компания, разрабатывающая системы навигации с использованием ГЛОНАСС/GPS, но действительно одна из самых успешных в создании приложений на основе спутниковых навигационных систем, а также в деле продвижения ГЛОНАСС/GPS-решений для автомобильного транспорта на коммерческом, муниципальном и потребительском рынке.

Компания «М2М телематика» занимается разработкой систем мониторинга и управления транспортом различного назначения и различной сложности в интересах муниципальных образований, ведомств, целых регионов, а также крупных предприятий. У нас есть типовые и универсальные «коробочные решения», а также специализированные системы с программным обеспечением под различные виды транспорта.

Естественно, рынок телематики свободный, однако здесь не так много конкурентов, так как бизнес требует очень высокой степени технической компетенции.

На данный момент территория, на которой работает «М2М телематика», ее дилеры и официальные партнеры, насчитывает более 80 регионов Российской Федерации, а также включает страны СНГ (Беларусь, Казахстан, Азербайджан). Компания имеет представительства в Санкт-Петербурге, Волгограде, Калуге, Дубне. Мы продолжаем разрабатывать наши продукты и расширять каналы сбыта, в том числе и на зарубежных рынках.

 Как вы рассчитываете выходить на широкий рынок спутниковой навигации, ведь ниша уже достаточно долгое время занята GPS?

 - Мы предлагаем не просто технологию ГЛОНАСС, а именно двухсистемное ГЛОНАСС/GPS-решение, ведь в условиях работы навигационного терминала одновременно по двум спутниковым группировкам вероятность и надежность позиционирования гораздо выше. К тому же если навигационное ГЛОНАСС/GPS-решение стоит ненамного дороже, то продукт становится более конкурентоспособным. Стоит отметить, что во многих приложениях, в том числе и зарубежных, связанных с высокоточным позиционированием и профессиональной геодезией, уже давно используются две системы ГЛОНАСС/GPS. Преимущества такой системы никому доказывать не нужно. Сейчас речь идет о массовом использовании технологий ГЛОНАСС/GPS, а также о снижении стоимости двухсистемных чипсетов и организации серийного производства.  

Каждый год двухсистемное оборудование дешевеет примерно в два раза, и уже в следующем году появятся ГЛОНАСС/GPS-чипсеты, которые будут столь же миниатюрными, а по цене незначительно отличаться от чипсетов GPS. Это будут полностью российские чипсеты  – разработки компании «М2М телематика» и еще одной отечественной компании, которые пойдут в серию уже в конце 2010 года.

 Но при приобретении российского оборудования, пусть и с уникальной электронной начинкой, пользователей зачастую останавливает непривлекательный внешний вид изделий?!

 - Действительно, конкурентоспособным должно быть и конечное абонентское оборудование. Однако сейчас развитие ГЛОНАСС останавливает именно отсутствие двухсистемных чипсетов, все остальное – вопрос технологии; это требования более низкого порядка, которые, по большому счету, не имеют отношения к вопросу коммерциализации ГЛОНАСС.

Стоит отметить, что выпускаемые сейчас навигационные устройства обладают многофункциональностью и удобным интерфейсом и достаточно востребованы на рынке, например, спутниковые навигаторы SHTURMANN Link 300 производства компании «М2М телематика». Эти навигаторы сочетают в себе возможности навигации по трехмерным картам местности, доступ к GPRS-интернету, а также мультимедийные возможности и информационно-развлекательные сервисы.

 ГЛОНАСС – пока одна из немногих существующих в России технологий, имеющих очень сильный экспортный потенциал. Когда система станет поистине глобальной и в какой степени «М2М телематика» участвует в этом процессе?

 - На сегодняшний день космическая группировка ГЛОНАСС насчитывает 18 постоянно функционирующих аппаратов и полностью покрывает территорию России. До конца текущего года ожидается запуск еще 6 космических аппаратов, введение в эксплуатацию которых планируется на начало 2010 года. После этого в группировке на постоянной основе начнут функционировать не менее 24 навигационных спутников, это достаточно для глобального покрытия системы. Космические аппараты будут располагаться на круговых орбитах с высотой около 20 тыс. км, при этом в любой точке Земли одновременно станет возможным наблюдать от 4 до 16 навигационных спутников ГЛОНАСС.

Система ГЛОНАСС по определению является глобальной, кроме того, второй в мире глобальной навигационной системой и реальной альтернативой или дополнением к американской GPS. Напомню, что на данный момент в мире существуют только две страны, владеющие комплексными технологиями спутниковой навигации, – это Россия и США. Соответственно, очень многие страны заинтересованы в том, чтобы резервировать различные приложения на базе GPS с использованием ГЛОНАСС. Это обусловлено тем, что спутниковая навигация проникла в стратегически важные области жизни, и при возникновении вопросов, например, связанных с национальной безопасностью, желание многих стран иметь резервное решение выглядит очевидным и адекватным.

В целом после представления компанией «М2М телематика» своих разработок на крупнейшей европейской телекоммуникационной выставке CeBIT-2009 в Ганновере в марте этого года мы ведем переговоры с 58 заказчиками из 30 стран мира, среди которых Египет, Бразилия, Венесуэла, Куба, Индия и многие другие.

 Как организована оплата услуг глобального позиционирования и какова их стоимость?

 - В соответствии с указом Президента РФ № 638 от 17 мая 2007 года «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации» доступ к гражданским навигационным сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (далее – система ГЛОНАСС) предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.

Существуют различные схемы оплаты телематических услуг (имеется в виду оплата трафика при передаче данных по GSM/GPRS-каналам, а также информационно-техническая и сервисная поддержка).

Клиентами «М2М телематика» в основном являются частные компании, организации и государственные ведомства, например, мы оснащаем автотранспорт милиции в Москве, а также муниципальный общественный и специализированный транспорт во многих регионах России. Соответственно организовываем оплату этих услуг по-разному: некоторые заказчики покупают решение «под ключ» и эксплуатируют систему мониторинга движения транспорта самостоятельно, взаимодействуя с операторами сотовой связи напрямую; другие предпочитают приобретать более дешевые решения и работать через наш операторский центр.

В этом случае они оплачивают ежемесячное абонентское обслуживание с каждого транспортного средства. В среднем стоимость такой услуги колеблется от 200 до 1000 рублей с одной транспортной единицы в месяц. Стоимость также зависит от назначения системы, количества подключенных к терминалу датчиков, алгоритма работы терминального оборудования.

Например, с помощью телематического терминала можно контролировать множество эксплуатационных параметров строительной техники – осуществлять контроль расхода топлива, температурного режима двигателей и трансмиссий, давления рабочих жидкостей в различных гидравлических системах и многое другое. Также можно осуществлять контроль фактов работы различных исполнительных механизмов: подъем/опускание кузова у самосвала, работу отвала у грейдера и прочее.

Таким образом, наши терминалы позволяют вести полный мониторинг состояния транспортного средства и в зависимости от назначения оснащать транспортное средство различным набором датчиков. Соответственно, с каждого борта поступает разный объем информации, именно этим и объясняется столь разная стоимость услуги.

 Повлиял ли кризис на коммерциализацию ГЛОНАСС и деятельность компании «М2М телематика»?

 - Несмотря на сложную экономическую обстановку в стране, количество наших сотрудников, как и объемы продаж, растет. Это скорее уникальный случай, поскольку мы предвидели кризис и начали готовиться к нему три года назад, а в нашей трехлетней стратегии 2006 года было прописано примерно следующее: «подготовиться к кризису в 2008-2009 годах». Подготовка эта осуществилась в том, что мы разработали продукт, интересный как государственным, так и частным заказчикам, собрали команду по проектированию сложных систем, создав таким образом целое направление, ориентированное на инфраструктурные проекты по работе с государственными заказчиками. Кроме того, мы параллельно создали привлекательный продукт на потребительском рынке в растущем сегменте спутниковой навигации. Эти два направления позволили нам увеличивать коммерческие обороты компании и чувствовать себя достаточно уверенно, инвестируя в дальнейшие разработки и приобретение конкурирующих компаний. Например, не так давно компания «М2М телематика» приобрела контрольный пакет акций ЗАО НПП «Транснавигация» – ведущего производителя современных информационных систем для наземного (автомобильного и городского  электрического транспорта).

Но с кризисом пришла проблема иного рода. Поскольку коммерческий рынок находится в стадии практически нулевой активности, основными заказчиками становятся бюджетные организации, механизм принятия решений и критерии отбора которых отличаются от рыночных. Если на коммерческом рынке мы понимаем, что, развивая продукт, делая его конкурентоспособным и привлекательным по соотношению «цена/качество», а также развивая сервисную поддержку, компания становится более успешной, чем наши конкуренты, то на государственном рынке принципы работы совершенно иные. С приходом кризиса появилась масса уполномоченных компаний, появляющихся в различных ведомствах с периодичностью раз в месяц и пытающихся монополизировать рынок. Эта тенденция нас очень беспокоит, потому что довольно сложно конкурировать с уполномоченными компаниями-однодневками из двух-трех человек, не имеющими никаких компетенций, но получающими контракты. 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: ГЛОНАСС