Генеральный директор компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи») Виктор Вайнштейн: «Могу отчитаться: мы довели оборот компании до 1 млрд рублей»

Компания «Логика бизнеса» в составе ГК «АйТи» на протяжении трех лет занимается развитием линейки СЭД-решений на различных платформах. В 2014 году игрок продемонстрировал уверенный рост, который оказал решающее влияние на рост ГК «АйТи» в целом. О текущих результатах на рынке ECM и перспективах развития этого рынка ICT-Online.ru рассказывает генеральный директор компании «Логика бизнеса» (ГК «АйТи») Виктор Вайнштейн.

– Виктор, по итогам 2014 года динамика ЕСМ-сегмента выглядит гораздо лучше динамики рынка системной интеграции в целом. С чем это, на ваш взгляд, связано?

– Тенденция опережающего роста сегмента ECM наблюдается последние несколько лет. Ситуация потихоньку подходила к точке кипения, и в 2014 году начала «бурлить». Долго уговаривать клиентов нам не приходилось: в прошлом году было несколько тендеров по выбору ЕСМ-платформы для крупных заказчиков из различных отраслей промышленности. Я бы сказал, что ЕСМ-системы вышли на второе место по популярности после ERP, а местами это вообще номер один на рынке.

Почему это случилось? Могу назвать три основных драйвера роста рынка ECM. Во-первых, рынок, который долгое время потреблял простые решения класса СЭД, сегодня разворачивается в сторону концепции полностью «цифрового предприятия». Организации активно переходят с бумажного документооборота на электронный, и им требуются системы для электронного обмена документами и управления контентом. Эффект от ЕСМ-проектов в крупных компаниях измеряется десятками миллионов рублей. Прямая выгода налицо, поэтому компании реализуют такие проекты несмотря ни на что. На госструктуры оказывает давление требование, чтобы g2c-взаимодействие велось через портал госуслуг, а это тоже способствует внедрению электронного управления документами.

Вторая причина – модернизация. Многие организации отказываются от старых технологий, затратных в сопровождении, и переходят на современные платформы. Старые платформы имеют архитектурные и функциональные ограничения, обросли не очень качественным софтом, поэтому проще и выгоднее начать с нуля и хорошо спроектировать новую ЕСМ-систему, чтобы получить задел на будущее. Сегодня требуются специализированные решения для управления различными видами документов, системы электронных архивов, системы обмена электронными документами между предприятиями и ведомствами. Вокруг ЕСМ формируется большой сервисный рынок: потоковое сканирование, ретроконверсия, совместное хранение электронных и бумажных документов. Это функциональное разнообразие сильно отличается от автоматизации канцелярии и простых СЭД, которыми раньше исчерпывался наш рынок.

Второй год подряд мы растем на 30 %, что, безусловно, опережает рост рынка. Примерно два года назад я говорил, что наша цель – довести оборот компании до 1 млрд рублей. Сейчас, по итогам 2014 финансового года, могу отчитаться: мы этой цели достигли. Рост нашей компании обеспечивается правильно выбранной несколько лет назад бизнес-моделью и продуктовой стратегией.

Третий драйвер я вижу в том, что некоторые заказчики хотят освободиться от привязки к конкретным вендорам и интеграторам. Для этого они выбирают СПО, а на разработку или расширение системы под свои потребности приглашают партнеров.

Находит ли эта тенденция отражение в финансовых итогах вашей компании?

– Второй год подряд мы растем на 30 %, что, безусловно, опережает рост рынка. Примерно два года назад я говорил, что наша цель – довести оборот компании до 1 млрд рублей. Сейчас, по итогам 2014 финансового года, могу отчитаться: мы этой цели достигли. Отмечу еще, что рост нашей компании обеспечивается правильно выбранной несколько лет назад бизнес-моделью и продуктовой стратегией: мы решили разрабатывать «коробочные» решения в области управления корпоративным контентом на базе ECM платформ. Мы не поставляем заказчику голую платформу с уходом в чисто заказную разработку, а внедряем «коробку» с необходимым функционалом. Когда же есть возврат инвестиций, мы с клиентом осознано делаем подгонку системы. Надо сказать, что клиентов такой подход вполне устраивает.

Процесс выравнивания бумажно-электронного документарного неравенства захватил уже практически все, что регламентируется государством. Появилась реальная возможность организации безбумажного документооборота, то есть, электронные документы получили юридическую значимость. Процесс легитимации «цифры» необратим, и он постепенно охватывает все деловое пространство.

 

Идея безбумажного «цифрового» предприятия не нова, но российские структуры не спешили ею воспользоваться. Почему вы считаете, что именно сейчас возможно ее развитие?

– Надлежащие технологии созданы давно, преградой в России были нормативные требования, по которым бумага имела юридическую силу, а «цифра» нет. И при налоговых проверках в крупных компаниях документы вывозились грузовиками. Но процесс выравнивания этого бумажно-электронного документарного неравенства захватил уже практически все, что регламентируется государством. Появилась реальная возможность организации безбумажного документооборота, то есть, электронные документы получили юридическую значимость. С ними теперь можно прийти в суд. Процесс легитимации «цифры» необратим, и он постепенно охватывает все деловое пространство.

Я не думаю, что полный отказ от бумаги возможен в ближайшее время. Хотя это и позволяет существенно повысить эффективность организации, без «бумаги» российский менталитет себя не мыслит. Но многие «бумажные» вопросы могут и должны перейти в электронный вид, поскольку государство, как я уже говорил, планомерно движется в этом направлении, в том числе на законодательном уровне. В таком случае открывается обширное поле деятельности по модернизации и инновации бизнес-процессов, связанных с документами. Такие процессы могут меняться радикально, могут возникать совершенно новые «цифровые» бизнес-процессы. И этот огромный спектр бизнес-задач гораздо интереснее, чем автоматизация рутинного канцелярского документооборота, поскольку приводит к существенному повышению эффективности.

Одно из самых интересных, на мой взгляд, направлений в ЕСМ связано с интеллектуализацией работы с контентом: семантический анализ текстов, автоклассификация, автообработка и автомаршрутизация типовых документов на основе анализа контента, а также обработка кейсов (в терминах CaseManagement) с помощью интеллектуальных технологий. Контент из некоего «бремени» для информационной системы будет превращаться в источник информации и управляющих сигналов для самой этой системы.

Чего ждать от рынка ЕСМ в ближайшей перспективе?

– На 2015 год наш прогноз не столь оптимистичен. Многие организации сокращают свои ИТ-бюджеты, и это непременно отразится на рынке. С другой стороны, мы все же рассчитываем на небольшой рост: на фоне падения рынка системной интеграции сектор ЕСМ, похоже, будет в небольшом плюсе. Так что не 30 %, конечно, но процентов на десять мы надеемся. Надо удержаться на достигнутых рубежах, пережить эту ситуацию и двигаться дальше. Работы еще много – далеко не все заказчики уже обзавелись необходимыми им ЕСМ-системами. Другой вопрос – сколько за эту работу будут платить. Поэтому главное искусство сейчас – добиваться с клиентами консенсуса по финансовым параметрам проектов.

Если говорить о развитии, то одно из самых интересных, на мой взгляд, направлений в ЕСМ связано с интеллектуализацией работы с контентом: семантический анализ текстов, автоклассификация, автообработка и автомаршрутизация типовых документов на основе анализа контента, а также обработка кейсов (в терминах CaseManagement) с помощью интеллектуальных технологий. То есть, контент из некоего «бремени» для информационной системы будет превращаться в источник информации и управляющих сигналов для самой этой системы.

Кстати, о планах по развитию: есть ли у вас инновационно-инвестиционная политика и с какими перспективными технологиями она связана?

– Бурное развитие стартапов на западе связано с концепцией облачных вычислений. Там она сработала. В России, к сожалению, обнаружился водораздел: малый и средний бизнес в облако переходит, а крупные распределенные компании в силу требований безопасности относятся к облакам негативно и к тому же очень аккуратно выбирают «облачных» партнеров, от которых требуют солидности, безупречной репутации и серьезных гарантий исполнения проекта. В такой ситуации у стартапов серьезных шансов нет. Но новичок всегда имеет карт-бланш на технологическую инновационность. Я слежу за несколькими интересными стартапами, которые активно работают с технологиями сканирования паспортов, со специализированными решениями, повышающими качество. Еще одна ниша, где стартап может пробиться, связана с электронными подписями. Другое дело, что новичку тяжело самостоятельно продать новое решение. Успеха можно добиться, если встроить его в партнерскую систему по ЕСМ.

Большое спасибо!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: СЭД, АйТи