Александр, в какой момент вы начали задумываться о том, чтобы начать телекоммуникационный бизнес в Европе? Какова история покорения Европы от MCN?
– Сделать первые шаги в Европу помогли личные контакты с венгерскими специалистами, с которыми в свое время я учился на мехмате МГУ. В Венгрии MCN Telecom присутствует с 2015 года как классический оператор фиксированной телефонии для бизнеса. Развиваться в Европе на поверку оказалось тяжелее, чем у нас в регионах: мы больше ориентируемся на SMB, а венгерские компании, работающие в России, и российские, работающие в Венгрии, – на крупный бизнес. Несмотря на сложности, год от года мы увеличиваем абонентскую базу в Венгрии примерно на 40%.
Получив первый зарубежный опыт, решили двигаться дальше. Рассматривали в первую очередь Восточную Европу, где стоимость входа на рынок сопоставима с Россией. В 2017 году мы завершили строительство узлов связи в Германии, Словакии и Австрии. В октябре 2018 года открыли офис в Австрии и в рамках межоператорского сотрудничества заключили договор с A1 Telekom Austria AG. В декабре – объявили о коммерческом запуске услуг связи в Словакии и начали продавать городские номера, подключать Виртуальную АТС для среднего и малого бизнеса в десяти крупных городах республики: Братиславе, Тренчине, Трнаве, Нитре, Жилине, Мартине, Банска-Бистрице, Прешове, Попраде, Кошице. В рамках межоператорского сотрудничества MCN Telecom заключил договоры с крупнейшими словацкими операторами связи: Slovak Telecom и Swan.
Александр Мельников, генеральный директор MCN Telecom
Продаем номера и услуги телефонии в Германии. Совокупная номерная емкость MCN Telecom в странах присутствия – более 50 тысяч географических и номадических номеров. Во всех зарубежных странах мы предлагаем Виртуальную АТС с более чем 200 функциями и фиксированную связь. Стремимся локализовать предложения, предлагая клиенту наиболее востребованные в конкретной стране функционал. Если говорить об особенностях европейского рынка, то здесь продукт ВАТС в целом представлен не так широко, как в России. В странах присутствия MCN Telecom меньше компаний, которые самостоятельно разрабатывают телеком-продукты. Там более распространены глобальные решения, которые надо локализовать под местные реалии. Мы видим свое преимущество в том, что готовы быстро модифицировать услуги под нужды клиента. Так, например, услуга «Обратный звонок и чат для сайта» («Чатофон») оказалась весьма популярной в Венгрии.
Как происходит создание оператора в Европе, что для этого нужно с точки зрения договоров, лицензий, инфраструктуры?
– По большому счету – так же, как в России. Мы строим узел, присоединяемся к крупнейшему местному оператору. В Венгрии это Magyar Telecom, в Австрии – А1, в Словакии – Slovak Telekom. В точках присоединения устанавливаем сервера, софтсвитчи. Если говорить о специфике работы на европейском рынке, – там нам приходилось подключаться к фактически монополистам. Компании, у которых тарифы регулируются государством, по закону обязаны подключать других операторов, но они это делают не слишком охотно. На подключение требовалось много времени, в среднем около года. Например, в Германии мы до сих пор не присоединились напрямую к Deutsche Telecom. Пользуемся стыком партнера, который нас подключил.
MCN в Европе позиционирует себя так же, как и в России – как оператор для бизнеса? Большая ли конкуренция в этой нише? Какие конкурентные преимущества есть у MCN?
– В Европе, как и в России, мы оказываем услуги фиксированной связи для малого и среднего бизнеса. За невысокую цену мы даем качественный сервис. Местные операторы в этих странах избалованны отсутствием конкуренции и поэтому не слишком клиентоориентированы. Дозвониться до техподдержки сложно, а чтобы добиться выезда инженера на место для решения проблемы, потребуется не одна неделя. В части сервиса там все дорого и медленно. Если говорить о предпочтениях потребителя на этих рынках, то, например, в Венгрии очень важна цена, она формирует интерес к покупке. Конечно, сервис должен быть качественным, но в соотношении цена/качество первая составляющая доминирует. В отличие от Австрии, где потребитель готов платить подороже, но за идеальное качество. В Венгрии у нас уже более 100 клиентов. В Словакии, Австрии и Германии тоже понемногу продаем номера, подключаем ВАТС.
Какое преимущество присутствие компании в Европе дает ее главному бизнесу - российскому?
– Наличие инфраструктуры, единого биллинга, мультиязычного Личного кабинета и телекоммуникационной платформы с интегрированными программными продуктами, востребованными в европейских странах, позволяют предлагать российским компаниям с офисами за рубежом единое решение в рамках одного договора.
Правда ли, что MCN готовится запустить MVNO в Европе? Насколько это реально сегодня?
– Крупные европейские операторы связи на текущий момент предлагают невыгодные условия для аренды сети и инфраструктуры, поэтому мы действительно ведем активные поиски партнеров по запуску MVNO в Европе. Считаем, что услуги мобильной связи в дополнение к фиксированным позволят нам привлекать клиентов, заинтересованных в получении конвергентных услуг и сервисов.
Как вы считаете, почему опыт MCN практически уникальный для российских операторов? Почему фиксированные и мобильные операторы предпочитают вести бизнес за рубежом через партнерские компании, а не самостоятельно?
– Экспансия в страны Европы – это долгосрочный проект. Мы находимся в процессе освоения этих рынков, и у нас есть основания считать его перспективным. Стратегию и тактику конкурентов мы не комментируем.
Расскажите, пожалуйста, о международном проекте NNP, который предлагает запустить MCN Telecom. Что он дает пользователям базы данных NNP, и зачем это нужно непосредственно MCN?
– Проект NNP нацелен на объединение операторов стран мира с целью обмена достоверными данными по выделенным номерным ёмкостям, диапазонам и портированным номерам. База Национальных номерных планов MCN Telecom содержит в себе информацию о типах номеров, номерных диапазонах, кодах NDC, кодах страны, другие важные для принятия бизнес-решений сведения.
Мы хотим создать международное телекоммуникационное коммьюнити по развитию проекта NNP. Пользование данной системой поможет сделать межоператорское взаимодействие более прозрачным и эффективным. В мире не так много компаний, реализующих подобные проекты, и мы хотим занять в данной нише лидирующие позиции
Ранее в интервью вы упоминали о будущей экспансии в Великобританию. Осталось ли это намерение сейчас?
– Конечно. Мы зарегистрированы как оператор связи в Великобритании. Если мы решим двигаться дальше в Европу, то следующей европейской страной присутствия станет именно Великобритания. Четких сроков на этот счет не ставим. Время покажет.