Представитель по работе с ключевыми клиентами компании «Интерпроком» Константин Самохвалов: «Автоматизация бизнес-логики позволяет повышать операционную эффективность компаний»

Компания «Интерпроком» - системный интегратор, разработчик и дистрибьютор программного обеспечения. В интервью ICT-Online.ru представитель по работе с ключевыми клиентами компании «Интерпроком» Константин Самохвалов поделился своими наблюдениями и размышлениями о внедрении проектов по автоматизации операционной бизнес-логики в бизнес-процессах на основе технологий IBM Operational Decision Manager (IBM ODM).

 - Константин, почему заказчики внедряют сегодня решения ODM? Что двигает ими, какие задачи они решают?

 - Потребность в системах, поддерживающих инновационные бизнес-модели и обеспечивающих конкурентное преимущество, не является чем-то новым для руководителей с передовыми взглядами. Однако, ряд компаний по-прежнему полагается на ограниченные возможности логики принятия решений в системах BPM. Другие используют открытый исходный код или глубокое программирование на Java-скрипт для управления бизнес-правилами и логикой. При этом изменение бизнес-правил и логики в BPM становится дорогостоящим, сложным и требует ИТ-вмешательства. С другой стороны, при выводе бизнес-правил из бизнес-процессов изменения могут быть легко внедрены по мере необходимости в рамках бизнес-подразделений и не зависеть от ИТ-процедур и планов обслуживания бизнес-процессов. Именно это позволяют сделать ODM-решения.

 

Представитель по работе с ключевыми клиентами компании «Интерпроком» Константин Самохвалов

Представитель по работе с ключевыми клиентами компании «Интерпроком» Константин Самохвалов

 

Практика показывает, что при внедрении проектов ODM можно выделить такие общие задачи, как повышение эффективности принятия решений, упрощение бизнес-процессов и улучшение их результатов, поиски источников сокращения затрат и увеличения доходов, соответствие нормативным требованиям и управление рисками.

В каждом отдельном конкретном случае спектр решаемых задач достаточно широк и разнообразен. Например, автоматизация бизнес-логики при оформлении командировок позволяет избавить менеджеров от рутинных операций согласования отчетов о командировках и соблюдать сроки выплат сотрудникам. Или система позволяет автоматически формировать и отправлять поставщику счет на штрафные санкции согласно договору с одновременным оповещением отдела закупок, если за текущий год по заявкам на ремонтные работы данного поставщика услуг получено более 10 жалоб. Таких примеров можно приводить очень много.

И, конечно, прозрачность правил, все участники бизнес-процесса знают о принимаемых решениях и почему они приняты.

 - Какие возможности ODM привлекают заказчиков и почему IBM ODM?

 - Обычно для автоматизации бизнес-логики используют программистов для разработки, кодирования и тестирования бизнес-правил – это длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Решение IBM ODM делает этот процесс намного проще, что позволяет создавать и настраивать бизнес-правила быстрее, сводя роль программистов к минимуму. Это важно, так как существует множество ситуаций, к которым могут применяться бизнес-правила. Например, использовать механизм управления бизнес-правилами для выявления надежности поставщиков в контексте данных из справочных систем, отображения определенного содержимого веб-сайта посетителям в зависимости от их пола, возраста и прошлого поведения при поиске, обеспечивая релевантность информации, что вызывает их интерес и направленные действия. Или вот другой пример - с точки зрения работы внутри организации. Крупные компании, как правило, имеют наследуемые технологии, которые трудно расширить, но также дорого заменить. Они, как правило, слишком медленно обрабатывает свою версию «правил». IBM ODM позволяет компаниям извлекать эту часть правил из прежней системы, обеспечивая простую и быструю настройку. Результатом является столь необходимая гибкость и реагирование на меняющиеся бизнес-потребности, а также шаг к созданию более современной инфраструктуры.

Если вы используете программистов для создания и внедрения бизнес-правил, то не сможете легко вносить изменения без их помощи. Используя IBM ODM, аналитики могут легко обновлять бизнес-правила всякий раз, когда им это необходимо, не прибегая к помощи ИТ-специалистов. IBM ODM предоставляет авторизованным сотрудникам возможность редактирования бизнес-правил с помощью Microsoft Word или Microsoft Excel. Для этого достаточно написать задания «если …то» в формате ODM и загрузить их в систему.

Возможности построения «дерева» принятия решений упрощают добавление бизнес-правил даже для аналитиков совсем без опыта программирования. Движение по «дереву» принятия решений может изменять свой путь в зависимости от обрабатываемой информации и результатов ранее выполненных правил.

После настройки бизнес-правил их можно протестировать в ODM, загружая различные примеры данных, после чего соответствующий модуль ODM выполняет настроенные правила и проверяет на предмет соответствия ожидаемым результатам. В случае несоответствия система точно сообщит вам, что не удалось и по какой ветке пошло построение правил. Тестовые задания и сценарии моделирования можно отследить от начала до конца. Отдельные тесты могут быть запущены в любое время, чтобы убедиться в соответствии требованиям проекта. При этом влияние решений на ключевые показатели эффективности (KPI) может быть оценено до запуска правил в работу. Отчеты моделирования можно сравнивать параллельно, чтобы лучше оценить влияние изменений. А профессиональные разработчики могут использовать Eclipse.  

 - Сегодня у всех на слуху термин agile. Обеспечивают ли решения ODM необходимую гибкость для бизнеса?

 - Конкурентные преимущества компаний напрямую зависят от оперативной и интеллектуальной автоматизации принятия решений. Как я уже упоминал, IBM ODМ помогает управлять решениями отдельно от бизнес-приложений, а также обеспечивает большую гибкость и оперативность управления принятием решений в соответствии с меняющимися потребностями бизнеса.

Большие надежды возлагаются на искусственный интеллект, но его возможности сегодня не могут быть применены достаточно широко в силу сложности и стоимостных ограничений, в то время как технологии ODM обладают достаточно глубокими возможностями аналитики и могут быть использованы на всех уровнях принятия решений.

Очевидно, что принятие наиболее оптимальных бизнес-решений требует не только знания о том, какое определенное действие и кем предпринимается. Не менее, а может быть и наиболее важным является понимание обстоятельств, при которых происходит действие - другими словами, важен контекст. Технологии ODM позволяют обрабатывать информацию из различных источников контекстной информации - мобильных устройств, социальных сетей и датчиков Интернета вещей, и двигаться по пути принятия решений – от получения информации из данных в контексте, принятия решений на основе этой информации до инициирования правильных бизнес-процессов для выполнения необходимых действий.

В современных условиях цифрового окружения предприятия, чтобы обеспечить конкурентные преимущества, должны действовать по-другому, а значит и принимать решения по-другому, поэтому им необходима интеллектуальная автоматизация принятия решений для обеспечения гибкости бизнеса.

 - По каким признакам можно определить, что компании пора задуматься о внедрении решения ODM?

 - На мой взгляд, таким «сигналом» могут быть рутинная загрузка менеджеров, когда одни и те же решения приходится принимать постоянно в рамках нескольких процессов, или процесс принятия решений занимает слишком много времени и требует обращения к инструкциям. Или, например, процессы часто пересматриваются просто из-за изменений в логике принятия решений.

Имеет смысл задуматься об автоматизации ODM, если оперативное реагирование на новые возможности и риски происходит не так быстро, как это необходимо, а для адаптации процессов к новым бизнес-политикам, рыночным и нормативным требованиям затрачивается слишком много времени. Еще одним «сигналом» может служить сильное возрастание потребности в ресурсах на обновление процессов в результате изменений бизнес-правил, или если приходится слишком часто обращаться к аналитикам процессов, чтобы внести изменения в бизнес-логику.

 - На какие аспекты внедрения проектов по ODM вы посоветовали бы обратить внимание потенциальным клиентам?

 - Для того, чтобы заработало «волшебство» ODM, желательно на начальном этапе внедрения обеспечить этому решению доступ к максимальному количеству источников данных. Для этого однозначно потребуется помощь высококлассных ИТ-специалистов, которые помогут определить границы бизнес процессов, источники событий и оптимально встроить ODM в ИТ-ландшафт компании, настроив базовые правила. Тогда в дальнейшем изменять существующие и создавать новые правила можно будет силами аналитиков и бизнеса, просто изменяя и наращивая дерево решений.

Очень важно в самом начале проекта разобраться в функционале различных модулей, составляющих продукт, и выбрать архитектуру, которая наилучшим образом соответствует потребностям клиента. Здесь также не стоит полагаться только на свои силы и недооценивать поддержку от вендора или опытного системного интегратора. Имеет смысл привлекать экспертов для консультаций, прежде чем приступать к реализации сложных задач. Каждый этап жизненного цикла разработки требует определенного набора навыков, поэтому роли в объединенной команде должны быть распределены на самом раннем этапе цикла разработки.

Еще одним важным моментом, который я бы отметил, является необходимость проведения тщательного анализа, который даст полное представление о процессе, и задокументировать бизнес-правила. Механизмы бизнес-правил не могут волшебным образом решить ваши проблемы, если они не реализованы должным образом. К тому же в ходе этой подготовительной работы и обсуждения текущей ситуации можно лучше понять, как работают процессы, и тогда, скорее всего, появятся новые идеи по их оптимизации.

И конечно, убедитесь, что у вас запланировано достаточное количество времени для обучения менеджеров и сотрудников.

 - Большое спасибо за беседу!

Рубрики: Интеграция

Ключевые слова: автоматизация, Интерпроком