– Артем, какие события, произошедшие за 2021 год на отечественном рынке СЭД/ЕСМ, вы бы назвали наиболее важными? Какие из них стимулируют, а какие сдерживают развитие рынка?
– В качестве одного из основных стимулов развития рынка можно обозначить активные изменения в нормативно-правовой базе электронного документооборота (ЭДО), в которую вносится ряд новых существенных положений. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов новые витки развития пандемии и сохраняющейся необходимостью перехода на удалённый формат работы и цифровизацию сервисов и услуг, в основе большинства из которых лежит электронный документооборот.
Руководитель практики СЭД компании «Интерпроком» Артем Андреев
– Какие важные изменения произошли в части импортозамещения?
– Импортозамещение с каждым годом ощущается все больше, и этот тренд будет неуклонно продолжаться. Заказчики осуществляют миграцию своих систем на российские аналоги. При первоначальной оцифровке документооборота сегодня российские разработки все больше составляют достойную конкуренцию зарубежным системам. В ответ на запросы рынка, большинство разработчиков СЭД создают на 100 % собственные продукты и сервисы, отказываясь от иностранных платформ. Катализатором этого процесса являются инициативы государства по льготному налогообложению компаний, разрабатывающих отечественный софт. Ряд собственных разработок компании «Интерпроком» внесены в Единый реестр российского ПО, в частности: СЭД «СУПеР», «ВОЛНА Цифровой офис», «АКСИОМА», «Регатаскоп».
– Какие технологии утратили свою актуальность, а какие получили рост?
– На рынке развития СЭД заказчики зачастую стоят на распутье: уходить в облака или нет, хотя в своей практике я не наблюдаю активного трэнда перехода в облака.
Если говорить об актуальности технологий, то сегодня решение СЭД обязательно должно быть мобильным, иметь Web-интерфейс и возможность обмена юридически значимыми документами. При этом у заказчиков появляются новые интересные потребности, например, умный поиск, использование нейросетей, в частности, для автоматического распределения документов по категориям и других задач, использование чат-ботов для различных целей. Возрастает использование чат-ботов и увеличивается интерес к ИИ, поскольку интеллектуальные технологии помогают исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, снижают трудозатраты и издержки. Все больше стираются границы между СЭД, CRM, BPM, и происходит их конвергенция. СЭД обрастает новыми возможностями со всех сторон, начинает выполнять многие задачи, напрямую не связанные с основной функцией, и обретает новые очертания. И, конечно, важным элементом является создание современных UI и UX, обеспечивающих удобство работы пользователей.
– Как все эти события повлияли на развитие продуктов вашей компании?
– Еще задолго до пандемии наши усилия были сконцентрированы на мобильности нашего решения, у нас есть Web-клиент, и мы разработали мобильные приложения. В этом году вышла новая версия наших СЭД-продуктов «ЭСКАДО» и «СУПеР» - версия 8.1. Основной вектор их развития был направлен в сторону повышения личной эффективности и взаимодействия сотрудников в условиях удаленной работы, наращивания цифровизации рутинных операций и автоматизации выявления и исправления ошибок. Одновременно мы всегда стремимся сделать внедрение нашего решения более быстрым и удобным, чтобы оптимизировать затраты клиентов как по стоимости, так и по времени. Поэтому мы предоставляем наборов уже готовых специализированных функциональных модулей, а также инструменты интеграции.
В этом году мы реализовали ряд интеграционных проектов наших решений «ЭСКАДО» и «СУПеР» с целевыми цифровыми пространствами, системой совместной работы с документами и обменом электронными сообщениями в закрытом кластере. Комплексное решение помогает избавиться от пересылки по почте файлов, при необходимости подключать/блокировать отправку файлов, отслеживать версионность документов, обеспечивает возможность совместного редактирования в онлайне сразу несколькими сотрудниками с отслеживанием изменений, вносимых каждым из них.
– С какими итогами ваша компания вошла в 2022 год?
– Рынок СЭД показывает рост, и в связи с очевидной необходимостью цифровизации многие компании, которые обходились традиционным бумажным документооборотом, приходят к тому, что СЭД является необходимым элементом современной организации.
Наши объемы бизнеса в области СЭД/ECM имеют положительную динамику, которая в текущей перспективе обеспечивается в основном за счет добавления новых возможностей и качественной трансформации процессов в ряде текущих и новых проектов, а не за счет массовых внедрений в сегменте МСП. Однако наши наработки позволяют строить смелые прогнозы по востребованности наших СЭД среди компаний малого и среднего бизнеса.
– Большое спасибо за беседу!