Константин, расскажите, пожалуйста, о своем пути в Rusonyx и вкратце – об основных вехах развития компании.
– Компании Rusonyx более 20 лет. Появилась она в 2001 году как VPS-хостинг на базе Virtuozzo, причем это был первый хостинг-провайдер виртуальных машин в России. Сейчас Rusonyx – облачный провайдер, который занимается предоставлением в аренду облачной инфраструктуры – виртуальных машин, частных облаков. Я присоединился к компании как генеральный директор в 2014 году.
Тогда она принадлежала группе Parallels, которая планировала закрытие активов в России, и меня пригласили на роль управляющего с целью продажи бизнеса. Но мне настолько понравилась компания, что я сам решил ее выкупить. Достаточно долго мы договаривались, и в 2016 году ко мне перешла большая часть бизнеса. Сейчас мы с бизнес-партнером полностью владеем Rusonyx.
С этого момента компания активно развивается: за последние несколько лет мы приобрели несколько провайдеров: Caravan, QuickHost, Zenon и, наконец, Infobox. В текущем году, кстати, нам тоже поступало много предложений о слиянии. Но теперь, набрав критическую массу, мы хотели бы сосредоточиться на органическом росте. Если компания и будет в ближайшем будущем интересоваться стратегическими приобретениями, то это будут не хостинги, а, скорее, PaaS-сервисы, связанные с прикладными задачами наших клиентов.
Константин Анисимов, генеральный директор Rusonyx
Компания позиционирует себя как провайдер облачной инфраструктуры для e-commerce и медиапроектов. Почему вы сосредоточились именно на этих сегментах?
– У Rusonyx действительно существует специализация – e-commerce и медиапроекты. Имея историческое обоснование, она стала и одним из наших конкурентных преимуществ. Как я сказал, мы начинали как VPS-хостинг и первыми стали продвигать на рынке технологию, которая обеспечивала клиентам самые высокие на тот момент производительность, качество и доступность инфраструктуры.
К нашему сервису начали подключаться заказчики, которым необходимо было разместить в облаке критически важные системы – в основном этими заказчиками были как раз интернет-магазины. Сегодня на рынке e-commerce конкуренция еще более высокая, компаниям необходима бесперебойная работа (uptime), высокая скорость отдачи, максимальная производительность серверов.
Такие технические параметры как раз мы и обеспечиваем клиентам. Мы размещаемся в одном из лучших российских дата-центров, используем только брендированные промышленные серверы – никакого «самосбора». В нашем арсенале – высокопроизводительные системы для высоконагруженных сервисов. На весь хостинг распространяется защита анти-DDoS.
Медиапроекты как вторая наша специализация – появилась чуть позже, но предпосылки ее появления похожие. Для медиаресурса важна очень быстрая отдача контента, а это подразумевает и высокопроизводительную инфраструктуру, быстрые диски - все это у нас хорошо было проработано и с интернет-магазинами. Кстати, в сторону медиа стали активно двигаться и компании e-commerce. Современные интернет-магазины и даже огромные маркетплейсы типа Wildberries и Ozon внедряют у себя такие технологии - прежде всего видео-презентации каталожных единиц. Всё это намного утяжеляет контент: если сайт с картинками требует для их хранения, условно говоря, 100 Мб, то сайт с видео – в сотни и даже тысячи раз больше места. При этом технические параметры по скорости отдачи этого контента должны остаться такими же.
При всём этом наша специализация не настолько жесткая, что кроме e-commerce и медиа мы никого не обслуживаем. По сути к нам органически приходят те, кто хорошо понимает за что он платит. У нас хостятся, например, банковские системы. Мы ориентированы в целом на средний и крупный бизнес, который знает, как использовать высокопроизводительную инфраструктуру. Таких клиентов у нас около 35 тысяч.
2022 год стал для всего российского ИТ-рынка, с одной стороны, временем новых вызовов, а с другой стороны – точкой роста. Каким уходящий год оказался для Rusonyx?
– Конечно, в этом году на ИТ-рынке многое кардинально изменилось. Если до этого мы хорошо понимали, как будем развиваться, что использовать, индустрия росла, – то сегодня с точки зрения технологий, можно сказать, откатились назад. Раньше мы связывали развитие ИТ с метавселенными, IoT, искусственным интеллектом и прочими подобными вещами. Сейчас приоритеты перешли совершенно в другую плоскость: мы занимаемся импортозамещением оборудования и софта, а также кибербезопасностью.
Это и есть два самых больших тренда, актуальных для всех. Например, в области виртуализации – большинство ключевых российских облачных провайдеров работали на VMware. Когда этот вендор ушел из России, у них всё повисло в воздухе. Продолжать использование ПО VMware сегодня – огромный риск. А замена программного стека, даже с точки зрения только виртуализации и оркестрации сервисов, – это огромная задача.
Rusonyx в этом смысле находимся в более выигрышном положении, поскольку еще два года назад мы начали переход на Open Source технологии. Сейчас мы заканчиваем этот проект и переводим облачный стек на открытую облачную платформу OpenStack, на которую впоследствии сможем добавлять любые необходимые компоненты.
Тренд, связанный с импортозамещением, останется с нами еще как минимум на 2-3 года. И он очень многоуровневый. Для руководства большой компании задача может звучать как перейти с одной прикладной системы на другую, но под этим еще целый стек технологий, которые тоже нужно замещать.
Повышенное внимание к кибербезопасности – такой же очевидный тренд. В этом году многие столкнулись с серьезными кибератаками, угрозы выросли многократно. Нам в Rusonyx тоже приходится уделять этому много времени, сил и средств: пересматривать весь технологический стек – от оборудования до прикладного ПО – на предмет его надежности.
С другой стороны, действительно, локальным облачным провайдерам минувший год принес возможности для роста бизнеса. Оказалось, что огромное количество ресурсов российских компаний хостилось в зарубежных облаках: по моей оценке, приблизительно 20% по объему данных и 9-10% по количеству хостов. В частности, российские представительства зарубежных компаний хранили и обрабатывали данные в глобальных системах. Сейчас многие вынуждены мигрировать данные в российские облака, чтобы обеспечивать работу своих бизнесов. Это очень сильно помогло рынку, особенно в феврале-марте, когда курс доллара резко подскочил.
И в целом – когда ты засиделся на одном месте, всегда больно вставать и бежать дальше. Но вызовы 2022 года продемонстрировали, насколько хорошо российские компании адаптируются к жестким изменениям. Бизнесы не просто выживают, но и умудряются расти. Хорошо развитые цифровые технологии им в этом сильно помогают. С одной стороны, приятно, что мы в Rusonyx можем предоставить клиентам больше гибкости, адаптивности. С другой стороны – мы сами активно пользуемся достижениями ИТ-индустрии.
Константин Анисимов, генеральный директор Rusonyx
Как вы преодолели сложности с дефицитом серверного оборудования?
– Сложности с приобретением оборудования в первой половине года стали для нас главным вызовом и своеобразной «шоковой терапией». Новое оборудование провайдеру требуется постоянно. А в марте мы начали получать от партнеров счета на оплату с ценником в пять раз выше, чем он был до февраля. Мы начали решать эту проблему, изучали возможности параллельного импорта. Сейчас оборудование достается нам дороже, чем в 2021 году, но уже не в разы, а только примерно на 10-15%. Появилось множество альтернативных каналов поставок.
В итоге – прошедший год стал уникальным с точки зрения развития нашей компании. Мы закупили оборудования больше, чем за несколько прошлых лет вместе взятых. Это были действительно крупные затраты, но все они шли «под клиентов», для удовлетворения растущего спроса.
Здесь стоит сказать о еще одной закономерности развития рынка. Сегодня все понимают, что рискованно размещать ИТ-инфраструктуру только на одной площадке. С точки зрения безопасности, резервирования, отказоустойчивости – необходимо строиться как минимум на двух площадках: например, это может быть собственный корпоративный дата-центр и облачный провайдер. Это дополнительные расходы для заказчиков, но и дополнительная гарантия надежности их систем. А для провайдеров это источник роста.
Помимо параллельного импорта – есть ли у вас надежда на отечественных производителей серверного оборудования, какие-то альтернативные варианты?
– С отечественными серверами мы на практике пока не сталкивались, но внимательно смотрим на то, что предлагает рынок. На случай, если санкции еще больше ужесточатся и доступ к технологиям Intel и AMD совсем исчезнет – в качестве «плана Б» мы рассматриваем переход на серверы с ARM-процессорами. Это в целом решаемая задача, хотя она и снова потребует переработки технологического стека. Например, для обеспечения виртуализации на ARM-процессорах нужно будет придумывать что-то наподобие контейнеризации. Но ничего страшного мы в этом не видим, эти технологии нам знакомы.
Тренды, возникшие из-за геополитической ситуации в мире, на ИТ-рынке сегодня превалируют. Но и про технологические тренды не стоит забывать. Высокопроизводительная облачная инфраструктура, например, хорошо подходят для обучения ML-моделей, аналитики больших данных. Вы видите перспективу технологий искусственного интеллекта?
– Безусловно. Причем, на мой взгляд, искусственный интеллект может в наибольшей степени повлиять на бизнес в тех сферах, где мы меньше всего этого ожидаем. Посмотрите, насколько сверхсложным оказалось для роботов, например, вождение автомобиля. Над этой задачей ИТ-компании бьются уже больше десятка лет, но до сих пор не сильно продвинулись: существующие решения стоят безумно дорого и в основном не соответствуют ожиданиям.
При этом роботы успешно заменили таксопарки с диспетчерами. Оказывается – в системах менеджмента AI-технологии продвигаются куда более уверенно, и в этой области действительно стоит ждать серьезных прорывов. Искусственный интеллект уже сегодня очень хорошо умеет подстраиваться под мнение людей и управлять им: например, при принятии решений о покупках. Вероятно, людей-управленцев роботы заменят гораздо быстрее, чем водителей.
Коснулась ли облачных провайдеров проблема с HR в 2022 году – дефицит ИТ-специалистов, утечка кадров?
– Проблему с кадрами мы наблюдали, скорее, в 2021 году, когда высококвалифицированные сотрудники просили заоблачные зарплаты. Когда часть зарубежных ИТ-компаний ушли из России, многие специалисты пополнили ряды российских компаний, и столь сильного «перегрева» рынка не стало. Сейчас на нем определенный баланс: нет большого дефицита и нет завышенных зарплатных ожиданий.
В Rusonyx работают около 50 человек, штат компании небольшой. В этом году к нам пришли два или три первоклассных специалиста. Но в целом мы больше стараемся поднимать мотивацию и растить специалистов внутри компании. Утечки кадров у нас тоже не было. Правда, без определенного волнения не обошлось, пришлось людей успокаивать. В этом плане позиция руководителя очень важна для коллектива: когда люди затрудняются в принятии решений, надо им помогать.
Как облачные технологии помогают сегодня строить высокотехнологичный бизнес в России?
– Они помогают точно так же, как и раньше. Особых изменений в бизнесе я не вижу. У нас всегда было много вызовов, проблематик. В этом году их было больше, чем обычно, но с другой стороны – рынок менялся и рос во многом благодаря им.
Облака сегодня – это очевидная помощь бизнесу: ты можешь организовать любую инфраструктуру за считанные часы и даже минуты. Это отличное подспорье, например, при проверке гипотез, когда для этого требуется собрать некую модель. Весь маркетинг в любом сегменте, по сути, состоит из проверки гипотез: какой продукт будет востребован рынком.
Если раньше на такую проверку могли уйти годы, то современные методологии маркетинга и ИТ помогают сделать это за недели или дни, в зависимости от продукта. В этом смысле развивать бизнес стало менее рисково: не нужно вкладываться в покупку масштабной ИТ-инфраструктуры, можно ее арендовать на короткое время и за относительно небольшие деньги.
Вы упомянули о переходе Rusonyx на новый технологический стек. Что это даст заказчикам?
– Это проект, над которым мы работали в течение всего года. Сейчас мы ждем крупной поставки оборудования под него, и в начале 2023 года должны запустить новое облако. Это будет облако на базе OpenStack, которое поможет нам уйти от проприетарных решений и обеспечить клиентам самую современную функциональность, широкие возможности и поддержку разработки в облаке.
На платформе Rusonyx появятся, в частности, уникальные для российского рынка опции – например, возможность локально арендовать NVMe-диск дополнительно на этом же сервере. То есть заказчик при необходимости получит не только облачное хранилище, но и сверхбыстрый NVMe-диск, который подключается к виртуальной машине и обеспечивает моментальную отдачу.
Для клиентов Rusonyx этот переход в основном произойдет бесшовно. Только если необходима будет сложная операция, такая, как смена IP-адреса, потребуется кратковременно приостановить работу сервера. В целом мы всегда стараемся продумывать именно бесшовные миграции. Опыт таких проектов мы получили, когда производили интеграцию приобретенных компаний – в какой-то момент, например, нам пришлось объединять шесть различных биллинговых систем.
Какие точки роста есть вы видите для своей компании и в целом для российского облачного рынка? И как выглядит стратегия развития Rusonyx?
– Как я говорил, точки роста для нашего ИТ-рынка обозначились совершенно очевидно: информационная безопасность и импортозамещение. Эти задачи компаниям нужно решить на всех уровнях технологического стека. К примеру, если в компании главная проблема – замена SAP, то нужно понимать, что вокруг SAP сосредоточено еще множество разных технологий, от операционных систем, виртуализации и до «железа». Всё это тоже требует если не замены, то существенного пересмотра. Это будет очень сильно влиять на рынок как минимум в ближайшие пару лет.
Но, сосредоточившись на безопасности и импортозамещении, мы все равно будем реагировать на общемировые тренды и следовать им. Мы понимаем, что весь бизнес становится онлайн, переходит на модель Anywhere Operations (операции в любом месте). Компании уходят в онлайн, интернет-магазины становятся медийными площадками. Все это сильно влияет на востребованность облачной инфраструктуры и ИТ-технологий в целом, в том числе в России. Бизнес требует непрерывности, максимального uptime. Если 10 лет назад падение хостинга или сайта на несколько часов было вполне рабочей ситуацией, то сейчас это недопустимая история. Конечно, нам как облачному провайдеру предстоит большая работа по созданию и поддержке такой системы: мы должны обеспечить мощную инфраструктуру с точки зрения отдачи, быстрые диски, быстрые процессоры.
В России, как и на большинстве развитых рынков Европы, США, Азии – примерно одинаковый тренд, хоть и обусловленный разными факторами: вычислительных ресурсов всем требуется больше и больше. Это позволяет позитивно оценивать перспективы нашей индустрии в долгосрочном периоде.