– Вячеслав, каким стал 2022 год для отечественного рынка СЭД/ЕСМ? Какие основные изменения произошли на нем?
– Обмен документами является неотъемлемой частью любого бизнес-процесса, и их цифровизация обуславливает высокую востребованность и неуклонный рост спроса на системы электронного документооборота уже многие годы. На мой взгляд, вектор развития СЭД в общем и целом в 2022 году не очень отличался от других бизнес-решений в плане активного развития и внедрения новых ИТ-технологий, в стремлении к максимальному упрощению и удобству для пользователей, внедрению современных инструментов для автоматизации рутинных функций и повышения эффективной работы пользователей.
Импортозамещение, конечно, тоже не могло не затронуть системы СЭД. Особенно остро этот вопрос встал в госсекторе. В сложившейся ситуации внешнего санкционного давления, которая масштабно затронула нашу ИТ-отрасль, системы для построения СЭД не стали исключением. Важным и трудоемким аспектом для компаний стала миграция моделей, процессов и документов. Для ускорения перехода на отечественные системы СЭД и для минимизации затрат ряд организаций выбирал облачные решения.
С момента появления систем электронного документооборота компании и организации внедряли их по своей инициативе добровольно. Однако государство с каждым годом расширяет перечень областей работы, в которых электронный документооборот или ЭДО становится требованием, особенно при взаимодействии бизнеса и государства. Например, в 2022 году бухгалтерскую отчетность должны сдавать в электронном виде практически все компании, которые обязаны вести бухучет. В электронном виде сдают и налоговую отчетность, и доля электронных документов должна ежегодно увеличиваться как минимум на 20 %. Расширился список компаний, которые обязаны представлять в электронном виде сведения в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Руководитель отдела разработки СЭД компании «Интерпроком» Вячеслав Валышкин
– Как отразились события года на бизнесе, структуре, кадровом потенциале отечественных разработчиков и поставщиков СЭД/ЕСМ? С каким багажом вы и коллеги по рынку вошли в 2023 год?
– Несомненно, 2022 год был чрезвычайно сложным для всей ИТ-отрасли. По предварительным оценкам, структура бизнеса компании «Интерпроком» заметно сместилась в сторону увеличения доли проектов по импортозамещению и новых проектов на базе отечественного и опенсорсного ПО. При этом важна правильная стратегия и внимание к деталям. Например, есть отечественная СЭД/ЕСМ, где толстый клиент для пользователей работает под Windows, а полноценного веб-клиента нет, тогда импортозаместить ОС может быть очень проблематично. При этом функционал таких версий не должен уступать десктопным и обеспечивать возможность мобильной работы онлайн и оффлайн.
Хотелось бы отметить, что СЭД «ЭСКАДО» и «СУПеР» от компании «Интерпроком» работают через веб-клиента и мобильные приложения. Потенциал СЭД в 2023 году просматривается хороший, главное – правильно расставить приоритеты и сконцентрировать усилия и ресурсы в наиболее перспективных направлениях.
– Как менялись сами СЭД/ЕСМ, с чем эти изменения были связаны?
– СЭД постоянно обрастает новыми возможностями, трансформируясь и обретая новые очертания. Все больше происходит взаимное проникновение СЭД, CRM, BPM. В качестве еще одного из интересных трендов отметил бы востребованность кадрового электронного документооборота, который активно используется для обмена информацией по различным вопросам трудовых отношений между сотрудником и работодателем. Спрос на него значительно вырос, особенно в условиях удаленной работы.
В связи с большим объемом документов у пользователей, например, появляется потребность в умном поиске и автоматическом распределении документов по категориям. Здесь на помощь СЭД все чаще приходит ИИ, который помогает исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, уменьшает трудозатраты и снижает издержки. Возрастает использование чат-ботов. Удобство работы пользователей требует от разработчиков еще более внимательного отношения к UI и UX. Пользователи хотят иметь возможность для самостоятельной модификации, настройки и более быстрой адаптации СЭД под свои потребности, а для этого им нужны Low-Code инструменты. Тема не новая, но становится все более актуальной.
– Перечислите, пожалуйста, основные вехи 2022-го для вашей компании. Какие достижения были наиболее важными?
– По направлению СЭД/ECM у нас вышли новые версии наших решений ЭСКАДО 8.2. и СУПеР 8.2. Традиционно основной вектор их развития направлен на повышение личной эффективности и взаимодействия сотрудников в офисе и удаленно, на наращивание цифровой трансформации рутинных операций и процессов, автоматизации выявления и исправления ошибок. В частности, расширен механизм формирования встроенной электронной подписи при простом и расширенном согласовании, улучшен дизайн диалоговых форм настройки и добавлен целый ряд полезных функций. Мы продолжили развитие проектов по импортозамещению, интеграции с системами для коллективного взаимодействия и работы из облака. Специалисты «Интерпроком» еще больше расширили и углубили свой практический опыт по разработке и внедрению СЭД, что позволяет еще более оперативно решать задачи пользователей, совершенствовать процессы движения документов согласно внутренним требованиям и общепринятым стандартам.
– Большое спасибо за беседу!