– Алексей, поговорим о ценности ИТ-мониторинга для бизнеса. Какие ключевые задачи решают данные технологии, для чего они предназначены?
– Современные ИТ-технологии и ИТ-ландшафт проходят очередной этап трансформации и переосмысления с точки зрения важности для бизнеса. И вместе с этим происходит обновление подходов и требований к мониторингу - компаниям нужна быстрая реакция на ситуации в ИТ-инфраструктуре. Отказ ИТ-систем и ситуативный подход приводят к финансовым тратам, репутационным рискам и потери доли рынка.
Важный показатель эффективности системы мониторинга – правильно маршрутизируемое событие о сбое. Поэтому приоритетным становится подход к построению самой системы, она должна быть комплексной, проактивной и адаптивной с точки зрения поддержки бизнеса и инфраструктуры.
Руководитель отдела развития продуктовой экспертизы Департамента телекоммуникационных решений ГК Softline Алексей Гончаров
Ключевые задачи системы мониторинга – сбор и анализ событий для проактивного реагирования на отклонения в работе информационных систем. А также реализация собственной «бизнес-логики» процессов обработки и реагирования на ситуации в инфраструктуре. Не все решения, представленные на российском рынке, имеют возможность произвольной настройки логики работы системы ИТ-мониторинга. Эксперты Softline отмечают, что оптимальным выбором систем мониторинга для заказчиков являются системы, в которых используются цифровые двойники объектов управления и мониторинга в совокупности с такими технологиями, как дедупликация, приоритизация, корреляция, анализ трендов, подавление шума, анализ отклонений, комплексная аналитика событий и машинное обучение. Такие системы позволяют нашим клиентам экономить средства и решать сложные задачи.
– Расскажите об основных типах решений для ИТ-мониторинга: инфраструктурный, мониторинг приложений и зонтичный. Какова специфика каждого из них, различия, сферы применения?
– Система ИТ-мониторинга должна полностью заполнять семиуровневую модель OSI, в соответствии с которой работает весь комплекс используемых приложений. Это необходимо для полноценного процесса управления событиями.
Инфраструктурный мониторинг помогает отслеживать аппаратную часть центров обработки данных, сетевое оборудование, СХД, кондиционеры, блоки питания, среду виртуализации, контейнеры, компьютеры и периферию.
Мониторинг приложений дает понимание состояния приложения, его функциональности и интеграций. Ранее такой мониторинг выполнялся отдельными системами, поэтому образовался еще один тип – «зонтичный». Он консолидировал события от разнородных систем мониторинга инфраструктуры и мониторинга приложений. Но в этом варианте не хватало функций автоматизации и аналитики, возможности приведения данных к единой модели, а консолидированные данные оставались разрозненными.
Современная система мониторинга обязана выполнять аналитику данных, помогать выявлять проблемы и сбои заблаговременно. А также объединять специфику каждого из известных типов мониторинга за счет единой создаваемой информационной среды, которая достаточно проста для восприятия операторами и администраторами, использует подход Low-Code. Оптимальным вариантом является система, которая позволяет заказчику самому выстраивать особенности применения в конкретной инфраструктуре, с конкретными приложениями и сервисами в различных сферах применения.
– С какими проблемами обращаются клиенты? Какие «боли» закрывают решения ИТ-мониторинга?
– Можно перечислить шесть самых популярных проблем и нюансов:
Системы ИТ-мониторинга позволяют решать все эти «боли», а также остальные задачи разного масштаба и сложности у клиентов Softline.
– Приведите примеры из практики вашей компании.
– В портфеле решений Softline представлены продукты ведущих российских разработчиков систем управления и мониторинга, один из которых – компания Tibbo Systems. Их решения позволяют заказчикам избежать санкционных, технологических, архитектурных, интеграционных и функциональных рисков. Опыт применения решений представлен в нефтегазовой отрасли, ритейле, фармацевтической отрасли, финансовом и промышленном секторах.
– Какие советы вы могли бы адресовать ИТ-директорам: что должно быть в компании для внедрения систем ИТ-мониторинга? На что обратить внимание при выборе оптимального решения?
– Три важных совета:
Планирование системы ИТ-мониторинга неразрывно с планированием ИТ в компании в целом. Выбор оптимального решения - это долгосрочная инвестиция в систему мониторинга, она должна поддерживать ИТ-стратегию компании. Например, если в стратегии компании планируется использовать высокотехнологичные компоненты и решения, система мониторинга ИТ должна этому соответствовать. Мы уже наблюдаем спрос на внедрение систем ИТ-мониторинга на рынке.
– По вашим наблюдениям, куда всё идет дальше? Каковы тенденции развития рынка систем ИТ-мониторинга?
– Основные тенденции развития рынка систем ИТ-мониторинга:
По нашим наблюдениям, подобные системы продолжат наращивать возможности по отслеживанию изменений и управлению различными инфраструктурами. Будут разрабатываться новые методы аналитики. Не исключено и развитие мультитенантной архитектуры мониторинга и управления для сотен компаний, находящихся в сегменте облачных сервисов, которые уже сейчас могут предоставляться ведущими операторами связи в нашей стране.
– Большое спасибо за беседу!