Изменят ли нейросети систему образования?

Нейросети – это инновационная технология, которая стремительно ворвалась в нашу жизнь. В связи с этим возникает вопрос, как сильно нейросети смогут изменить существующую систему образования? С одной стороны, они обладают огромным потенциалом в обучении и формировании навыков учащихся, а с другой – могут ли они заменить человеческий фактор в образовании? Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «Мобильное Электронное Образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ), рассуждает о том, какие возможности открывают перед нами нейросети и каким образом они могут повлиять на будущее системы образования.

Повторят ли нейросети судьбу Википедии - от недоверия до всемирного признания?

Нейросети стали частью нашей жизни, и их влияние продолжает расти. По данным российской компании Tele2, с августа 2022 по февраль 2023 года люди стали использовать ИИ в пять раз чаще по сравнению с предыдущими месяцами, когда нейросети еще не были мейнстримом. При этом «общение» человека с нейросетями за последнее время выросло в три раза. То есть люди стали не только чаще прибегать к помощи ИИ, но и взаимодействовать с ним намного дольше.

Но, как и у любой новой технологии, у нейросетей есть проблемы с недоверием и неприятием со стороны общества. По результатам опроса ВЦИОМ, 37 % опрошенных не знают о нейросетях, 51 % – что-то о них слышали, и лишь 12 % хорошо с ними знакомы. В этом смысле нейросети могут повторить судьбу Википедии, которая сначала вызывала сомнения в своей достоверности, но затем стала одним из самых популярных источников информации в мире. Если нейросети смогут доказать свою надежность и эффективность, то они могут получить всеобщее признание и использоваться во многих сферах нашей жизни – от медицины до бизнеса. Однако для этого нужно еще многое сделать.

 

Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «Мобильное Электронное Образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ)

 

Чтобы поднять уровень доверия и понимания со стороны общества, важно показать, как они могут быть полезны в различных сферах жизни, включая образование, здравоохранение, науку и технологии. Не менее важно соблюдать этические стандарты и защищать конфиденциальность данных при взаимодействии с нейросетями. Еще один способ укрепления доверия – повышение образованности в области ИИ среди широкой аудитории. Общественные дискуссии, проведение курсов и семинаров могут помочь в углублении представления о нейросетях и уменьшить непонимание и опасения.

Возможно ли с помощью нейросетей разрабатывать учебные материалы?

Многие педагоги заинтересованы в использовании нейросетей для разработки учебных материалов. С помощью таких систем можно автоматизировать процесс создания учебников, заданий и проверки знаний учащихся.

Разработка учебных материалов с применением нейросетей представляет собой новый подход к обучению, который может значительно упростить процесс производства контента и сделать обучение более эффективным и персонализированным. Один из способов – это генерация текста, который можно создавать на основе заданных параметров, таких как тема, уровень сложности и так далее. Например, с помощью ChatGPT педагог может получить новые темы или идеи для проведения уроков, готовые тексты для проведения занятий. Кроме того, к помощи нейросетей можно прибегать для разработки интерактивных учебных материалов, например, как для веб-квизов, так и для классических мероприятий, проводимых в школах. Так, Midjourney может использоваться педагогами для разработки изображений или карточек, которые пригодятся для проведения учебной активности.

ИИ может значительно улучшить качество учебных материалов и сделать их более доступными и персонализированными для учеников. Но важно помнить о том, что формирование учебных материалов требует не только помощи нейросетей, но и глубоких знаний в области образования и педагогики. Поэтому учителям бояться нечего: нейросети вряд ли смогут полноценно заменить работу педагога.

Несмотря на все преимущества, еще нужно провести дополнительные исследования и оптимизировать нейросетевые алгоритмы, сформировать библиотеку промтов, чтобы учебные материалы, подготовленные с их помощью, действительно были эффективными и полезными для обучения.

Какие операционные задачи в организации образовательного процесса могут решить нейросети?

Нейросети, благодаря своей способности к анализу больших объемов данных и построению прогностических моделей, могут применяться в различных операционных задачах, связанных с организацией образовательного процесса: помогут оптимизировать расписание занятий, предсказать успеваемость студентов, выявить причины неудач в учебе и предложить рекомендации для улучшения учебного процесса. Кроме того, нейросети помогут автоматизировать проверку заданий и контроля за плагиатом, что позволяет преподавателям сосредоточиться на более важных задачах. В целом, нейросети могут значительно упростить и улучшить работу образовательных организаций, сократив время и ресурсы, затрачиваемые на операционные задачи.

 

Формирование навыков и компетенций XXI века с помощью ИИ: возможно ли это?

В современном мире, где технологии и искусственный интеллект играют все большую роль, формирование навыков и компетенций XXI века является основной задачей образования. В этом контексте нейросети могут быть очень востребованы. Они могут помочь автоматизировать процесс обучения, сэкономить время при поиске и создании материала, развить новые навыки работы с информацией.

С помощью нейросетей можно разработать специальные обучающие программы, помогающие формировать критическое мышление. Например, благодаря нейросети Poe учащиеся могут создавать собственного чат-бота под определенные учебные задачи. Это может быть генерация саммари по большим текстам или видео. Также Poe умеет составлять план урока, биографии ученых, тексты по школьным предметам и многое другое. Подобные задачи в работе с нейросетями помогут учащимся развивать навыки анализа и оценки информации, а также учиться распознавать и бороться с ложной информацией.

Кроме того, благодаря ИИ можно анализировать большие объемы данных, таких как новостные статьи и социальные сети, чтобы помочь учащимся понимать различные точки зрения и критически оценивать информацию.

Способствуют ли нейросети повышению скорости обучения?

ИИ можно применять для анализа данных о поведении и состоянии учеников, что позволит педагогу улучшить коммуникацию с обучающимися и предоставить им индивидуальную поддержку. Кроме того, с помощью нейросетей можно создавать персонализированные учебные программы, основанные на уровне знаний и потребностях каждого обучающегося. На основе данных о прогрессе ученика нейросеть может выявлять его сильные и слабые стороны в учебе и адаптировать программу обучения для ускорения усвоения материала. Необходимо отметить, что нейросети не могут полностью заменить традиционные методы обучения (лекции, практические занятия).

Нужно ли запрещать применение нейросетей в образовании?

Представители сферы образования проявляют большой интерес к нейросетям, но некоторые специалисты считают, что ИИ может иметь отрицательные последствия. Так, руководство Токийского университета запретило студентам использовать нейросети при написании научных работ. По их мнению, это может помешать развитию способности учащегося к самостоятельному мышлению.

Например, применение нейросетей в начальной школе может отрицательно сказаться на развитии креативности и самостоятельности ребенка, так как алгоритмы могут ограничивать его творческое мышление. Нейросети могут быть недоступны для ряда детей из-за недостаточной технической базы школ и отсутствия квалифицированных специалистов, способных обеспечить безопасность и эффективность использования этих технологий.

Запрещать ИИ в образовании было бы несправедливым и преждевременным шагом. Напротив, необходимо осознать потенциал, который могут принести эти технологии, и разработать стратегии и правила их применения.

Кроме того, нужно проводить исследования и оценивать продуктивность нейросетей в образовании, чтобы сделать более обоснованные выводы о том, какие задачи они могут решить, а какие не могут. В целом, отказываться от ИИ не стоит, поскольку эти технологии могут помочь при улучшении качества учебного процесса и развития навыков, необходимых в XXI веке.

В заключение

Нейросети постепенно меняют подход к обучению и могут повлиять на будущее образования: повысить качество обучения, ускорить его процесс и улучшить доступность образования для широкой аудитории. При этом необходимо понимать, что ИИ не может полностью заменить человеческий фактор, так как обучение должно включать в себя не только передачу знаний, но и развитие критического мышления, коммуникативных и социальных навыков. Важно найти баланс между применением нейросетей и сохранением роли учителей, чтобы обеспечить наилучшие результаты для обучающихся.

Автор: Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «Мобильное Электронное Образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ)

Тематики: Инновации

Ключевые слова: ЛАНИТ, , Искусственный интеллект