Нейросети стали частью нашей жизни, и их влияние продолжает расти. По данным российской компании Tele2, с августа 2022 по февраль 2023 года люди стали использовать ИИ в пять раз чаще по сравнению с предыдущими месяцами, когда нейросети еще не были мейнстримом. При этом «общение» человека с нейросетями за последнее время выросло в три раза. То есть люди стали не только чаще прибегать к помощи ИИ, но и взаимодействовать с ним намного дольше.
Но, как и у любой новой технологии,
Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «Мобильное Электронное Образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ)
Чтобы поднять уровень доверия и понимания со стороны общества, важно показать, как они могут быть полезны в различных сферах жизни, включая образование, здравоохранение, науку и технологии. Не менее важно соблюдать этические стандарты и защищать конфиденциальность данных при взаимодействии с нейросетями. Еще один способ укрепления доверия – повышение образованности в области ИИ среди широкой аудитории. Общественные дискуссии, проведение курсов и семинаров могут помочь в углублении представления о нейросетях и уменьшить непонимание и опасения.
Многие педагоги заинтересованы в использовании нейросетей для разработки учебных материалов. С помощью таких систем можно автоматизировать процесс создания учебников, заданий и проверки знаний учащихся.
Разработка учебных материалов с применением нейросетей представляет собой новый подход к обучению, который может значительно упростить процесс производства контента и сделать обучение более эффективным и персонализированным.
ИИ может значительно улучшить качество учебных материалов и сделать их более доступными и персонализированными для учеников. Но важно помнить о том, что формирование учебных материалов требует не только помощи нейросетей, но и глубоких знаний в области образования и педагогики.
Несмотря на все преимущества, еще нужно провести дополнительные исследования и оптимизировать нейросетевые алгоритмы, сформировать библиотеку промтов, чтобы учебные материалы, подготовленные с их помощью, действительно были эффективными и полезными для обучения.
Нейросети, благодаря своей способности к анализу больших объемов данных и построению прогностических моделей, могут применяться в различных операционных задачах, связанных с организацией образовательного процесса: помогут оптимизировать расписание занятий, предсказать успеваемость студентов, выявить причины неудач в учебе и предложить рекомендации для улучшения учебного процесса. Кроме того, нейросети помогут автоматизировать проверку заданий и контроля за плагиатом, что позволяет преподавателям сосредоточиться на более важных задачах. В целом, нейросети могут значительно упростить и улучшить работу образовательных организаций, сократив время и ресурсы, затрачиваемые на операционные задачи.
В современном мире, где технологии и искусственный интеллект играют все большую роль, формирование навыков и компетенций XXI века является основной задачей образования. В этом контексте нейросети могут быть очень востребованы.
С помощью нейросетей можно разработать специальные обучающие программы, помогающие формировать критическое мышление.
Кроме того, благодаря ИИ можно анализировать большие объемы данных, таких как новостные статьи и социальные сети, чтобы помочь учащимся понимать различные точки зрения и критически оценивать информацию.
ИИ можно применять для анализа данных о поведении и состоянии учеников, что позволит педагогу улучшить коммуникацию с обучающимися и предоставить им индивидуальную поддержку. Кроме того, с помощью нейросетей можно создавать персонализированные учебные программы, основанные на уровне знаний и потребностях каждого обучающегося. На основе данных о прогрессе ученика нейросеть может выявлять его сильные и слабые стороны в учебе и адаптировать программу обучения для ускорения усвоения материала. Необходимо отметить, что нейросети не могут полностью заменить традиционные методы обучения (лекции, практические занятия).
Представители сферы образования проявляют большой интерес к нейросетям, но некоторые специалисты
Например, применение нейросетей в начальной школе может отрицательно сказаться на развитии креативности и самостоятельности ребенка, так как алгоритмы могут ограничивать его творческое мышление. Нейросети могут быть недоступны для ряда детей из-за недостаточной технической базы школ и отсутствия квалифицированных специалистов, способных обеспечить безопасность и эффективность
Запрещать ИИ в образовании было бы несправедливым и преждевременным шагом. Напротив, необходимо осознать потенциал, который могут принести эти технологии, и разработать стратегии и правила их применения.
Кроме того, нужно проводить исследования и оценивать продуктивность нейросетей в образовании, чтобы сделать более обоснованные выводы о том, какие задачи они могут решить, а какие не могут.
Нейросети постепенно меняют подход к обучению и могут повлиять на будущее образования: повысить качество обучения, ускорить его процесс и улучшить доступность образования для широкой аудитории. При этом необходимо понимать, что ИИ не может полностью заменить человеческий фактор, так как обучение должно включать в себя не только передачу знаний, но и развитие критического мышления, коммуникативных и социальных навыков. Важно найти баланс между применением нейросетей и сохранением роли учителей, чтобы обеспечить наилучшие результаты для обучающихся.
Автор: Александр Трифонов, заместитель генерального директора по методической работе и продвижению компании «Мобильное Электронное Образование» (совместный проект «1С» и группы ЛАНИТ)