В свете устойчивого тренда на импортозамещение зарубежного ПО это особенно важно. С 1 января 2016 года государственные заказчики обязаны ограничить закупки ПО для государственных и муниципальных нужд программным обеспечением, включенным в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (кроме случаев, когда ПО с необходимыми функциональными, техническими и эксплуатационными характеристиками в Реестре отсутствует).
Как поставщик программного обеспечения государственным структурам различного уровня - от федерального до муниципального – ЭОС подал заявки о включении в Реестр всех своих разработок. Специалистами компании была проделана колоссальная работа - число отдельно регистрируемых опций одной только СЭД «ДЕЛО» исчисляется десятками. Результат был достигнут: СЭД «ДЕЛО» заняла в Реестре одно из первых мест среди отечественных разработок в области электронного документооборота. К настоящему моменту по общему числу включенных в Реестр продуктов – а их 33 – ЭОС уверенно обходит своих коллег по отечественному рынку СЭД/ЕСМ.
Согласно законодательству (ФЗ 210-ФЗ от 27 июля 2010 г.), гражданин может обратиться за государственной услугой через ЕПГУ или МФЦ, при этом ему необходимо представить ряд документов, которые определены законодательно, а все остальные сведения самостоятельно собирает ответственный орган власти. И именно подсистемы оказания государственных услуг в совокупности с системами электронного документооборота (СЭД) служат инструментом для приёма обращений, сбора всей необходимой информации, а также для последующего информирования заявителя.
Опыт многочисленных пользователей подтверждает, что предложения ЭОС существенно увеличивают эффективность работы по предоставлению государственных и муниципальных услуг, а также повышают их качество. Так, работа с обращениями граждан налажена в СЭД в Тульской области, и система позволила не только организовать эту работу с четким соблюдением всех необходимых регламентов, но и значительно упростила контроль сроков и достаточности внесенных документов (см. проект раздела «ЕСМ» от 29 августа 2016 г.). А специалистам Законодательного собрания Иркутской области СЭД позволяет соответствовать требованиям к контролю над выполнением обращений граждан, получая аналитику по обращениям в различных разрезах, и оперировать актуальными данными на выездных заседаниях и в процессе приема граждан по личным вопросам (см. проект раздела «ЕСМ» от 25 ноября 2015 г.). Не случайно по данным исследования «Информатизация госсектора 2016», опубликованного аналитическим центром TAdviser, именно ЭОС лидирует по числи СЭД/ЕСМ-решений, внедренных в госсекторе (см. аналитику раздела «ЕСМ» от 10 октября 2016 г.).
Вкратце расскажем, на базе каких решений «Электронных Офисных Систем» осуществляется предоставление государственных и муниципальных услуг.
Итак, прежде всего, для оказания госуслуг ЭОС предлагает свое флагманское решение - систему электронного документооборота «ДЕЛО» - наиболее востребованную СЭД в России. За 21 год присутствия на рынке у системы появилось более 7 тыс заказчиков, в ней открыто более 1 млн рабочих мест. На момент выхода вышеупомянутого Федерального Закона СЭД «ДЕЛО» уже являлась наиболее популярной системой электронного документооборота у заказчиков из госсектора. Естественно, дальнейшее развитие продукта велось с акцентом на его возможности в части предоставления госуслуг. На базе СЭД «ДЕЛО» была разработана типовая подсистема оказания государственных и муниципальных услуг, которая помогает обеспечить предоставление услуг в электронном виде на всех уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).
Для решения задачи оказания электронных услуг необходимо следующее. К СЭД «ДЕЛО» могут быть подключены один или несколько государственных органов власти. Для регионов наилучший эффект достигается в случае, если одна и та же базовая СЭД используется во всех органах исполнительной власти. Диспетчер СМЭВ (типовая подсистема оказания государственных услуг на базе СЭД) реализует специализированный функционал обработки заявок на оказание услуг, поступающих по каналам межведомственного взаимодействия (через СМЭВ и ЕПГУ). Для осуществления межведомственного взаимодействия на стороне каждого поставщика информации необходим электронный сервис, зарегистрированный в СМЭВ. Все эти компоненты разрабатывает компания ЭОС, и они не требуют развертывания стороннего ПО.
Компанией ЭОС были разработаны и другие продукты, необходимые для закрытия всех потребностей госзаказчиков и позволяющие им избежать лоскутной автоматизации на базе ПО разных вендоров. Так, для автоматизации деятельности МФЦ было создано решение АИС МФЦ ДЕЛО. Основных задач при автоматизации многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) несколько: это консультирование заявителей по вопросам предоставления услуг, интеграция с различными информационными системами, автоматизация курьерской службы, быстрый прием и обработка документов, предоставление информации на порталах и в инфоматах, а также мониторинг сроков и качества предоставления услуг. АИС МФЦ ДЕЛО – надежный помощник на всех этих участках.
АИС МФЦ ДЕЛО поддерживает взаимодействие со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром телефонного обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой ЕСИА. Программа АИС МФЦ ДЕЛО полностью удовлетворяет требованиям Постановления Правительства Российской Федерации № 1376 от 22 декабря 2012 г. «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации № 21 от 22 января 2014 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
В результате запуска АИС МФЦ ДЕЛО повышается информационная открытость и прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осведомленность граждан и юридических лиц об услугах, оказываемых органами власти; эффективность межведомственного информационного обмена и взаимодействия в части обеспечения доступа к информации о деятельности органов исполнительной власти. Растет производительность труда специалистов МФЦ и эффективность контроля хода оказания гражданам и юридическим лицам государственных и муниципальных услуг посредством МФЦ, а финансовые и временные затраты физических и юридических лиц при получении государственных и муниципальных услуг существенно снижаются.
Отметим, что наиболее масштабный проект развертывания АИС МФЦ ДЕЛО реализован в Калининградской области, которая также на протяжении многих лет является крупным пользователем СЭД «ДЕЛО». Проект стартовал более 5 лет назад в рамках реализации Федерального Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», сейчас открыто 24 офиса МФЦ. По данным на конец мая 2016 года, почти 98 % посетителей многофункциональных центров удовлетворены их работой, а количество обращений по услугам в МФЦ Калининградской области в 2016 году на начало августа превысило 507,9 тыс.
Две вышеназванные разработки ЭОС отлично дополняет автоматизированная информационная система (АИС) «Охотничий билет». Она позволяет организовать выдачу охотничьих билетов единого федерального образца в субъекте Российской Федерации, разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также автоматизировать формирование необходимой отчетности. АИС «Охотничий билет» поддерживает весь жизненный цикл предоставления услуги, полностью соответствуя «Единым функционально-техническим требованиям к региональному информационному ресурсу, обеспечивающему прием заявлений на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца, учет выданных охотничьих билетов в субъектах Российской Федерации».
Как видно из данной схемы, АИС «Охотничий билет» интегрируется со многими внешними информационными системами, будь то СМЭВ, ЕПГУ/РПГУ, системой ФГИС ДО, ИС Минприроды России.
Таким образом, линейка решений ЭОС для автоматизации госуслуг создает надежную основу для успешной работы госорганов в соответствии с отечественным законодательством и современными трендами взаимодействия с гражданами. А благодаря широкой партнерской сети, насчитывающей несколько сотен локальных интеграторов, внедрение этих продуктов в кратчайшие сроки может быть проведено в любой точке России. Более подробная информация о продуктах и партнерах ЭОС – на сайте разработчика.