Маркус Перссон, которого считают одним из самых талантливых разработчиков игр современности, родился в 1979 году. Его раннее детство прошло в маленьком провинциальном городке, его отец работал на железной дороге, а мать была медсестрой. Лишь позже семья переехала в Стокгольм. Как рассказал Перссон в интервью онлайн-порталу Gamasutra, когда ему было семь лет, отец приобрел компьютер Commodore 128, недавно вышедший на рынок. «Мы стали покупать компьютерные журналы, – вспоминает он. – Я создал собственную программу, когда мне было восемь лет». Так и не закончив школу, Маркус стал работать программистом в небольших компаниях, а затем четыре года (с 2005-го по 2009-й) трудился в одном из ведущих производителей игр, King Digital Entertainment. Для него Перссон придумал такие популярные игры, как Funny Farm, Luxor и Carnival Shootout.
Во время работы в King Digital Entertainment Перссон подружился с одним из своих коллег – будущим партнером в Mojang Якобом Порсером. «Он был очень веселым и немного странным, что понравилось мне», – рассказал об их знакомстве журналу Rolling Stone Порсер.
В свободное время Перссон также почти не вставал из-за компьютера: он участвовал во многих соревнованиях разработчиков игр (включая Ludum Dare) под ником Notch.
В 2009 году в своей стокгольмской квартире Перссон в свободные от работы часы (он тогда уже был программистом в компании Jalbum) создал всего за неделю свой главный проект – Minecraft. Он придумал бесконечный мир, где нет ни уровней, ни цели: можно просто строить и сражаться. Впрочем, идея игры принадлежала не совсем ему: многое Перссон позаимствовал у игры Infiniminer, созданной независимым разработчиком. Примитивные на вид блоки для строительства объясняются тем, что создатель хотел как можно быстрее закончить проект. «Я просто хотел создать игру, которая может принести достаточно денег, чтобы создать еще одну игру», – объясняет Перссон.
Для продвижения «блочной» игры Notch вместе с Порсером в 2009 году создали компанию Mojang. Сперва программисты работали вдвоем, чуть позже они пригласили на должность гендиректора Карла Маннеха, чтобы не отвлекаться от творчества. В мае 2009 года вышла бета-версия Minecraft. «В течение девяти месяцев я продавал в среднем около 24 копий игры в день. За последние два дня она продается по 200 экземпляров в день, просто сумасшедший результат», – рассказал он в интервью Gamasutra в марте 2010 года. Создатель Minecraft вряд ли мог себе представить, что после выхода полной версии в 2011 году он сможет продать более 60 млн копий. На одни только ПК устанавливается ежедневно более 7 тыс. копий игры. И это при том, что в компании, по данным на начало сентября, работали всего около 40 человек.
К Mojang, успех которой стремительно рос, стали проявлять интерес инвесторы. Все они, однако, услышали от руководства фирмы шведское nej: не повезло даже Шону Паркеру, сооснователю Napster и экс-президенту Facebook.
Не всем игрокам в Minecraft удается добыть золото. А вот создателя популярного развлечения его детище озолотило: за один только прошлый год франшиза на игру принесла ему более $100 млн. Впрочем, и другие сотрудники Mojang внакладе не остались: им Перссон подарил свои дивиденды за 2011 год, превысившие $3 млн. Помимо денег персоналу достался неплохой, хоть и не вполне традиционный, соцпакет: для них в течение всех этих лет устраивали то вечеринки в Лас-Вегасе с модными диджеями, то пиротехническое шоу, то каникулы в Монако. Да и офис компании напоминает скорее развлекательный центр: бильярд, пинбол, кинозал, картины на стенах с портретами сотрудников в виде аристократов XIX века. «Мы хотим, чтобы Mojang была компанией, в которой нам всегда будет хотеться работать», – рассказал Порсер Rolling Stone.
Работать, однако, сотрудникам придется уже без новоявленного миллиардера: после недавнего анонсирования сделки по продаже Mojang корпорации Microsoft Перссон заявил о том, что уходит из компании. Свое решение он обосновал тем, что давно уже хотел попробовать делать что-то новое, а не быть символом игры Minecraft (примечательно, что даже на Facebook его статус недавно был «Меня зовут Маркус Minecraft»). «Я не предприниматель. Я не генеральный директор. Я всезнайка-программист, который любит получать мнения в Twitter», – объясняет он своим поклонникам. По его словам, главное – получать удовольствие от создания игр. Именно этим Перссон и займется: в декабре пройдет очередное состязание Ludum Dare, в котором он, скорее всего, примет участие, да и для других мелких проектов у него теперь будет достаточно времени. Одно можно сказать: наверняка Minecraft не последний хит Перссона, который входит в клуб Mensa, объединяющий людей с самым высоким IQ в Швеции.
Татьяна Глазкова