Базальт науки: в Переславле-Залесском прошла конференция о СПО в образовании

Фото: Елизавета Клейн, ICT-Online.ru
XIX конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе» прошла с 28 по 30 июня 2024 года в Переславле-Залесском Ярославской области. Мероприятие традиционно организовала компания Базальт СПО при поддержке Института программных систем РАН. Обсудить значение свободного программного обеспечения в жизни учебных заведений и поделиться опытом его использования в учебном процессе приехали профессора вузов и студенты, школьные учителя, а также преподаватели детских учебных центров.

За три дня на конференции прозвучало около 45 докладов на самые разнообразные темы вокруг СПО: начиная от организации учебного процесса в студиях дополнительного школьного образования и заканчивая использованием СПО в бакалавриате и магистратуре. Практически каждое выступление сопровождалось живой дискуссией, что лишний раз говорит об актуальности поднятых на мероприятии вопросов. Мягкие кубики с микрофонами – одна из фишек конференций «Базальта» – летали по всему залу, однако модераторы строго следили за соблюдением регламента.

 

Анатолий Якушин задает вопрос из зала

Анатолий Якушин задает вопрос из зала.
Фото: Елизавета Клейн, ICT-Online.ru

 

Переосмысление использования свободных лицензий

Мероприятие открыл независимый эксперт Анатолий Якушин, постоянный докладчик конференций «Базальт СПО». В своем выступлении он говорил о проблематике лицензирования свободного ПО. «Свободное программное обеспечение сегодня является единственным эффективным средством межкорпоративного обмена передовыми технологиями» – уверен спикер.

Анатолий Якушин обозначил ряд проблематик, касающихся смены парадигмы распространения свободного ПО: основной моделью лицензирования становится GNU AGPL; существуют противоречия в лицензировании программного обеспечения, создаваемого на основе искусственного интеллекта; сохраняется доминирование разрешительных лицензий (наибольшая популярность – у Apache). Также существует проблема количественного перехода – необходимо увеличение количества разработчиков СПО.

Современные проблемы образования: дистант и списывание

Несколько докладов конференции были посвящены организационным проблемам современного образования, связанным с нюансами цифрового мира: списыванию и использованию нейросетей вместо самостоятельной работы. Особенность обучения сегодня состоит в том, что преподаватели стремятся максимально автоматизировать проверку домашнего задания, а дети и студенты – его выполнение. В результате обе стороны минимизируют участие в учебном процессе: один ИИ проверяет написанное другим ИИ, ученики и студенты получают высокие оценки, а учителя и преподаватели – соответственно, высокий средний балл по классу или курсу, что косвенно влияет на зарплатные показатели.

Однако к реальному обучению это имеет довольно отдаленное отношение. Преподаватели, ответственно подходящие к учебному процессу, жалуются, что если ученик ответил без ошибок – невозможно понять, отвечал он самостоятельно или при помощи программы. В то же время ошибки могут показать ход мысли, то есть они также могут быть «умными». Но такая оценка работ, выполненных с недочетами, возможна только при личной проверке, автоматика диагностирует только по принципу «зачет-не зачет» и количеству зачтенных баллов. Из-за этого складывается ситуация, в которой списывающие двоечники и троечники становятся успешнее мотивированных на учебу отличников и хорошистов. Решать проблему предлагается, устраивая практические работы в изолированных помещениях для каждого студента с использованием ограниченных баз данных, СПО и при отсутствии выхода в интернет.

Другая проблема – дистанционное обучение, преимущества которого состоят в том, что участвовать в образовательном процессе с использованием СПО можно из любой точки мира, находясь на больничном и т. д., а пропущенную лекцию всегда можно восстановить, пересмотрев ее позже. Однако именно эта кажущаяся легкость расслабляет многих студентов, дает им иллюзию того, что весь семестр можно отдыхать и пересмотреть весь курс перед экзаменами, что по факту физически невозможно из-за необходимого для просмотра времени и особенности усвоения информации. Кроме того, очное обучение дает возможности для более «живой» обратной связи.

Проблемы внедрения СПО в учебных заведениях

На секциях прозвучали такие проблемы внедрения свободного ПО в учебных заведениях, как отсутствие унификации, совместимости продуктов, ориентиров для преподавателей, что приводит к сложностям выбора. Так, на эту тему выступил Иван Туманов из Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и ИТ с докладом «Внедрение СПО в инфраструктуру образовательной организации: проблемы и решения». В числе проблем массового распространения СПО он назвал дефицит системных администраторов и программистов, большое количество различных решений, не интегрирующихся друг с другом: «Школам нужны ориентиры, на что переходить. У нас острая нехватка типовых решений. Необходимо выносить задачи администрирования из школы, привлекать программистов и организовывать обучение подобранным типовым решениям».

Прозвучали доклады по теме использования «Альт Платформы» в вузах («Альт Платформа как основа ИТ-инфраструктуры вуза») и в школах («Создание открытой образовательной среды на базе операционных систем Альт») для создания собственных дистрибутивов и хранения собственного и стороннего ПО в стабильном репозитории, а также о создании открытой виртуальной образовательной среды для школ на базе AltLinux, зависимостей и компонентов системы, совместимой с коммуникационным сервисом «Сферум», входящим в состав ФГИС «Моя школа».

Преподавателями вузов было отмечено, что на базе платформ «Базальт СПО» проходит создание учебно-методических материалов курса и учебных программных приложений. Кроме того, студенты учатся работе с дистрибутивами ОС «Альт», а также администрированию Linux-подобных систем.

Впрочем, сетевому администрированию сегодня учат не только студентов, но и подростков в студиях дополнительного образования. Виртуальной платформе для проведения соревнований в Linux-среде был посвящен доклад одного из петербургских преподавателей.

В выступлении «Использование свободного  ПО в обучении по направлению «Бизнес-информатика» спикеры из МГТУ им. Н. Э. Баумана привели данные опроса, проведенного среди студентов курса «Бизнес-информатика» из десяти вузов. Оказалось, что культура применения СПО развита здесь слабо, однако неудобства и нелогичность используемого в данный момент ПО требуют поиска других инструментов, которыми как раз и может стать СПО. Проект позволил проанализировать, какое ПО может использоваться в целях обучения. Например, для анализа данных и практического применения экономических моделей могут использоваться R и Python Pandas, Matplotlib, для визуализации данных – Power BI и Tableau, для создания электронных таблиц – LibreOffice. Для анализа, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов подойдет СПО Camunda, а для управления проектами – OpenProject и GanttProject. Также были названы продукты для сканирования уязвимостей и анализа безопасности сети – это Kali Linux, Metasploit, Wireshark.

Привлечение студентов к развитию СПО

Несколько докладчиков упоминали о немаловажном аспекте обучения: привлечении студентов к работе над улучшением программ, переписыванию кода с одного языка на другой, доработке и развитию продуктов.

Преподаватели сетовали, что академические проекты редко увлекают студентов из-за отсутствия ясной целевой аудитории и актуальной тематики, в то время как работа над развитием СПО дает понимание нужности данного проекта.

В докладе «Как помочь преподавателям построить учебный процесс на основе свободного ПО» ведущий специалист отдела образовательных проектов «Базальт СПО» Мария Петрова отметила: «Если говорить про открытый проект с открытым кодом, в разработке и развитии которого по определению может принять участие любой желающий, то это уже хорошая практика для обучения. Но более весомым аргументом в пользу открытых проектов является поддержка сообщества, которое формируется вокруг них. Благодаря этой поддержке начинающие разработчики могут копить практический, причем актуальный, опыт, а также прокачивать софт-скиллы в общении с «живыми» разработчиками».

Отрасли, в которых применимо СПО

Свободное программное обеспечение используется в самых различных сферах обучения. Доклады звучали от преподавателей, успешно использующих его в сферах, требующих математического моделирования: цифровой физики, биоинформатики, политологии. Оказалось, что студенты используют СПО в самых разнообразных целях: для построения цифровых моделей рельефа местности, для экономико-финансового анализа фондового рынка, в рамках технико-экономического аудита, в контексте экомониторинга, в прикладных лабораториях, позволяющих в виртуальной среде проводить сложные или опасные практические работы.

Спикеры также рассказали про применении СПО в 3D-моделировании и 3D-печати. Здесь использовалось программное обеспечение Blender и FreeCAD, позволяющие создавать твердотельные модели, проверять, насколько они могут быть реализованы в реальном мире. Ultimaker Cura предназначена для подбора требуемого для выполнения задачи принтера: она регулирует скорость подачи пластика, теплоту, обдув, а также способна менять пропорции модели.

Стенды

Параллельно  с докладами в фойе были представлены стенды участников и докладчиков: «Базальт СПО», «Аврора», представителей открытого сообщества пользователей операционной системы ALT Linux Alt Gnome.

На стендах можно было поиграть в приложениях, созданных на основе СПО. Желающим были доступны новинки отечественного оборудования: например, яркое впечатление оставила клавиатура от Дарк Проджект, переливающаяся всеми цветами и утяжеленная за счет использования металла.

 

Системный блок на «Эльбрусе»

Системный блок на «Эльбрусе».
Фото: Елизавета Клейн, ICT-Online.ru

 

В прозрачном корпусе можно было рассмотреть компоненты системного блока, использующего отечественный процессор «Эльбрус».

Сложно было не оценить огромную тачпад панель, с помощью которой можно вести занятия в аудитории, строить графики, использовать различные инструменты от вектора до циркуля, работающую на базе решения Open Board. О ПО для управления этим устройством шла речь в докладе представителей Центра цифровизации образования «Доработка СПО по запросам образовательных учреждений». Так, разработчиками были дополнены стили линий и векторов – появилась возможность использовать пунктирные линии и пунктир точками, обновленный инструмент «циркуль» позволил существенно уменьшить диаметр изображаемых кругов, кроме того, отдельные школы теперь могут использовать инструмент Multi-touch.

 

Стенд «Авроры»

Стенд «Авроры».
Фото: Елизавета Клейн, ICT-Online.ru

 

Самым продвинутым участникам предлагалось поучаствовать в викторине компании «Аврора» и ответить на вопросы, посвященные программному обеспечению и программированию. Победителям достались призы с мерчем разработчика (наибольшей популярностью пользовались футболки).

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: ПО

Ключевые слова: программное обеспечение, конференция, Импорто­замещение, Эльбрус, Базальт СПО, Открытая мобильная платформа (ОС Аврора)