Беспилотные транспортные средства уже присутствуют на дорогах общего пользования, но пока регулируется эта сфера законодательством об экспериментальных правовых режимах — так называемых «регуляторных песочницах». Действуют три экспериментальных правовых режима, позволившие запустить ряд проектов.
К примеру, в грузовом сегменте беспилотного транспорта летом 2023 года был запущен логистический коридор между Москвой и Санкт-Петербургом по трассе М-11, в котором пока два участника — «СберАвтоТех» и «КАМАЗ». «Яндекс» тоже тут ждут, добавил Дмитрий Баканов.
Круглый стол Комитета ГД по информполитике, ИТ и связи «Беспилотные технологии гражданского назначения
в ключевых отраслях экономики: проблемы и особенности законодательного регулирования»
Фото: онлайн-трансляция на сайте ГД
Услугами беспилотных грузовиков уже пользуются Wildberries, «Первая экспедиторская компания», X5. Средний проход на трассе сократился с трёх суток до полутора суток. Сейчас в проекте 43 грузовика, а до конца 2025 рост их количества ожидается до 100 единиц.
Вместе с тем, сейчас важно выйти на постоянное законодательство. В связи с этим по поручению зампреда правительства РФ Виталия Савельева и разрабатывается концепция федерального закона. Её выработкой занимается рабочая группа, куда входят представители МВД, ГАИ, Минпромторга, Минцифры и коммерческих участников, таких как «Яндекс», «СберАвтоТех» и «КАМАЗ».
При этом один из ключевых вопросов, который возникает, — об ответственности. Пока предлагается «классическая схема», которую озвучил Минюст: когда ответственность за всё несёт владелец транспортного средства с правом последующего регресса к тем, кого он считает виноватыми.