Чиновник пояснил, что внедрение такой технологии розыска неплательщиков предусмотрено в рамках реализации концепции развития системы принудительного исполнения на период до 2030 года. Над документом совместно работают специалисты Министерства юстиции и Федеральной службы судебных приставов (ФСПП).
Критики концепции отмечают, что она идет в разрез с юридически узаконенными в нашей стране нормативными актами о частной собственности, неприкосновенности личности и о персональных данных.
Так, например, документ предполагает слежку с помощью геолокации не только за должниками, но и их детьми, например, когда речь идет о передаче ребенка другому родителю в рамках исполнительного производства. Кроме того, в документе предлагается вскрывать двери помещений судебным приставам при исполнении ими своих обязанностей, при этом не упоминается разрешение владельца на данную процедуру. Однако проникновение в помещение, судя по информации, содержащейся в документе, возможно только в случае подтверждения, что там скрывают ребенка или детей, которые подлежат изъятию у граждан, против которых возбуждено исполнительное производство.
Кроме того, в концепции упоминается некое единое долговое досье, которое, по словам Владимира Ведерникова, будет представлять собой облачное хранилище данных о должниках. Такое цифровое досье поможет более эффективно находить уклоняющихся от уплаты долгов и других денежных и имущественных взысканий лиц и их собственности.
Еще одно нововведение, которое отображено в концепции, предполагает упростить процедуру взыскания задолженностей не превышающих 30 000 рублей с использованием цифровых валют, включая цифровой рубль. Кроме того, Минюст и ФСПП предлагают запустить процедуру продажи арестованного имущества на электронных торгах, что, по мнению, чиновников повысит скорость поступления и объем денежных средств в доход государства.