Приоритетной задачей ТК 164 является осуществление нормативно-технического регулирования различных аспектов прикладного использования ИИ и формирование программы разработки национальных стандартов в области ИИ.
В комитет входят ведущие игроки ИТ-рынка и профильные ведомства, в том числе «Яндекс», «Сбер», «Лаборатория Касперского», «Газпром», «Газпромнефть», МГТС, РЖД, «Росатом», ФСБ, Минпромторг, Минэкономразвития, Минздрав, организация «РУССОФТ», ведущие университеты страны и др., то есть все те, кто активно использует технологию искусственного интеллекта, например, в проектах беспилотных автомобилей, роботов доставки, голосовых помощников и т.д. Эти направления деятельности требуют профильной нормативно-технической документации, которая пока только формируется. Такой пробел приводит к серьезным проблемам. Например, если профильная организация хочет закупить для своих нужд программно-аппаратный комплекс для диагностики на основе ИИ, она столкнется с трудностями не только на этапе размещения технического задания, но в осуществлении идентификации, методики приемки и соответствия такого рода ПАК, так как для этого нет нормативной базы.
На сегодняшний день Fplus является единственным производителем аппаратных решений, входящим в состав ТК 164, так как большинство участников специализируется на разработке программного обеспечения.
«В комитете рассматриваются вопросы, связанные с программной составляющей: этикой, безопасностью, машинным обучением, технологией обработки больших данных, методикой эффективности, оценкой качества, безопасностью и т.д. Мы в свою очередь, хотим поднять вопросы, в части требований к оборудованию и архитектуры ее построения, и обеспечение безопасности ее внешнего контура. И соответствующая экспертиза у нас есть, так как наше оборудование и комплексные решения уже были задействованы в проектах с использованием ИИ. Мы сможем дать экспертную оценку и предложения по ряду вопросов, в которых у нас большой опыт», — объясняет руководитель отдела по работе с ассоциациями и альянсами компании Fplus Артур Керефов.
Компания Fplus также вошла в подкомитет ПК 03 «Искусственный интеллект в дорожно-транспортном комплексе» и подкомитет ПК 02 «Данные».
«Наше оборудование используется как для построения ИИ-систем, так и для работы с Big Data, поэтому наше присутствие в обоих подкомитетах целесообразно. Мы считаем дорожно-транспортную комплекс одним из экспоненциально быстрорастущих в части использования решений на базе ИИ. Это большой набор инструментов, таких как идентификация, анализ, прогнозирование, управление дорожно-транспортной инфраструктурой, в том числе и управление беспилотными транспортными средствами. С их помощью можно определять опасные участки, отслеживать загруженность дорог, информировать водителей, распределять автомобильные потоки. Что касается работы с данными, то есть этические и нормативные аспекты. Например, подкомитетом закладывается: терминология, требования качества данных, методика оценки работоспособности, и т.д.. Все это будет решаться в ПК 02», — объясняет Артур Керефов.
ТК 164 уже успел подготовить и включить в федеральный проект «Искусственный интеллект» предложения по формированию и дальнейшей актуализации в течение 2021-2024 гг. корпуса национальных стандартов в области ИИ, насчитывающего 144 документа по стандартизации. Эти стандарты ориентированы на поддержку применения систем ИИ в промышленности, здравоохранении, госуправлении, строительстве, сельском хозяйстве, образовании, ЖКХ, на транспорте и в других отраслях.
По мнению экспертов, к 2030 году эффект от внедрения ИИ в России может составить более 10 трлн рублей. Примерно 75% придется на экономию ресурсов и снижение расходов за счет ИИ, а остальное – на регулирование, так как стандарты помогут унифицировать многие процессы.