Голосовой ассистент Госуслуг стал доступен на умных устройствах с помощником от «Яндекса» Алисой

Го­лосо­вой ас­сис­тент Го­сус­луг ро­бот Макс те­перь дос­ту­пен на ум­ных ус­трой­ствах с по­мощ­ни­ком от "Ян­дек­са" Али­сой. За­дать воп­рос мож­но на лю­бом ус­трой­стве с Али­сой, а так­же в брау­зе­ре и на­вига­торе от "Ян­дек­са". К кон­цу 2023 г. Макс ос­воит 10 са­мых по­пуляр­ных ус­луг. Го­лосо­вой ас­сис­тент на Го­сус­лу­гах ежед­нев­но от­ве­чает на 1,5 млн зап­ро­сов.

Еще у Макса можно узнать о штрафах или спросить, как получить услуги. В дальнейшем число доступных в голосовом помощнике сервисов будет расширяться, а доступ к этим сервисам можно будет получить, активировав робота Макса в устройствах и сервисах с Алисой.

Коммуникационный партнер Алисы и умных устройств Александр Старцев рассказал, что на открытой платформе "Яндекс Диалоги" публикуются различные навыки от независимых разработчиков и компаний, а их популярность зависит от удобства и востребованности.

"В ходе работы навыка передачи персональных данных ни с портала Госуслуг, ни в сторону Госуслуг не происходит. Связь аккаунтов происходит без передачи персональных данных. Через 12 месяцев ее нужно будет подключить заново. Если запросов к Алисе не будет в течение трех месяцев, связь отключится автоматически", — поведал корреспонденту ComNews Александр Старцев.

Директор департамента голосовых цифровых технологий компании BSS Александр Крушинский считает, что большинство пользователей не применяют голосовые колонки для подобных операций. "Многие используют эти устройства в развлекательных целях и не знают о том, что Алису можно спросить про Госуслуги. Также количество пользователей умных колонок невелико по сравнению с числом граждан, пользующихся порталом Госуслуг. Однако, для россиян с ограниченными возможностями этот сервис будет актуален", — добавил Александр Крушинский.

Генеральный директор АНО "Право Роботов" Никита Куликов полагает, что из-за тесной взаимосвязи робота Макса с Алисой и невозможности его работы через другие голосовые помощники, например такие как Салют, можно утверждать, что робот Макс - это итерация Алисы, но с другим голосом и аватаром. "Вполне возможно, что робот Макс будет обособлен от Алисы, и его специфические базы данных, варианты запросов и ответов будут дистанцированы от Алисы и он будет не столько ее клоном, сколько отдельным продуктом, созданным на ее базе, с тем же исходным кодом и с тем же алгоритмом и логикой, но в других вопросах. Исходя из взаимосвязи голосовых ботов, можно догадаться, что и сервера хранения данных у систем могут быть одни и те же. Вопрос возможной утечки информации будет связан с тем, как хорошо эти сервера защищены и кто имеет к ним доступ. Ведь получается, что если одна система может быть скомпроментирована, то по каскадному эффекту посыпется и вторая зависимая от нее система", — рассуждает Никита Куликов.

Технический директор ИТ-компании HFLabs Никита Назаров допускает, что "Яндекс", как владелец Алисы, мог бы встроиться в цепочку и перехватывать информацию. "Но я бы не слишком этого опасался, Алиса и так круглосуточно вас слушает, так что принципиально новых рисков не возникает", - добавил он.

Дмит­рий Фе­донин

Тематики: Web

Ключевые слова: Яндекс, Госуслуги, чат-боты