В мероприятии приняли участие около 400 делегатов, с докладами выступили почти 80 экспертов. В этом году участники «ИТМаш» сосредоточили свое внимание на специфике ИТ-повестки конкретных индустрий машиностроительного комплекса.
Начала работу новая секция «Цифровизация в специальном машиностроении».
На фоне участившихся кибератак большое внимание было уделено вопросам обеспечения информационной безопасности. Перспективы цифровой трансформации машиностроительных предприятий в новых макроэкономических условиях изменили отношение к разработкам российских вендоров. Представителей отраслевых ИТ-служб интересуют сроки появления новых версий ИТ-продуктов, при этом к сырым решениям с функциональными компромиссами машиностроители не проявляют энтузиазма.
Экспоненты и партнеры
Партнерами «ИТМаш-2024» стали холдинг «Т1», госкорпорация «Росатом», компания «АвтоМеханика», Консорциум разработчиков инженерного программного обеспечения «РазвИТие», компания «Интермех», интегратор КЭЛС-центр, компания «Гравитон», разработчик «Национальная платформа», интегратор PROF-IT GROUP, компании «АМТ-ГРУП», InfoWatch, «Аладдин», ГК «Финвал», «К2Тех».
В дни проведения конференции работала выставка. Свои продукты и решения для предприятий машиностроительного комплекса представили компании Postgres Professional, ЗАО «НОРСИ-ТРАНС», компании «Райтстеп», «Красцветмет. ИТ», ООО «Инновационный Технологический Центр МОЛНЕТ». Началось мероприятие с обхода выставочных стендов и кратких презентаций экспонентов.
Разговор на равных
Деловая программа конференции в первый день ее работы открылась пленарным заседанием. В роли модератора сессии выступил председатель правления Ассоциации «Цифровые инновации в машиностроении» Борис Позднеев. «Конференция окажет нам существенную помощь в плане понимания конкретной необходимости интеграции не только систем, но и людей, взглядов, концепций и стратегий. Именно в этом направлении нам надо сейчас работать и не отставать от остальных стран», – сказал спикер.
Директор департамента цифровых технологий Министерства промышленности и торговли РФ Владимир Дождёв раскрыл суть политики Минпромторга РФ в области цифровой трансформации ключевых отраслей машиностроения, отметив важность оценки эффективности реализации особых проектов первой волны, отобранных отраслевыми ИЦК, и новых форм применения мер государственной поддержки в машиностроительном комплексе. Все эти инструменты, сформированные к настоящему времени, доступны каждому участнику конференции из числа промышленных предприятий. «Мы призываем ими активно пользоваться.
Рассчитываем, безусловно, в этом году на запуск второй волны особо значимых проектов, в рамках которой сможем еще раз посмотреть на приоритеты с точки зрения недостающих в отраслевых ИТ-ландшафтах программных решений и сформулировать проекты по их доработке, развитию, ну а где-то и по разработке с нуля», – отметил представитель регулятора.
Теме реализации особо значимых проектов посвятил свое выступление заместитель генерального директора Российского фонда развития информационных технологий Филипп Быков. По его словам, особо значимые проекты были отобраны и прошли через индустриальные центры компетенции, созданные по поручению Михаила Мишустина.
О реализации государственной политики по внедрению технологий искусственного интеллекта в машиностроении рассказал генеральный директор ФГАУ «Федеральный центр прикладного развития искусственного интеллекта» Эдуард Шантаев: «Предприятия машиностроения должны найти себе технологического партнера, который мог бы создавать для них электронную компонентную базу, с применением ИИ. Рынок сейчас находится на подъеме в этом направлении».
Вопросам импортоопережения в транспортном машиностроении на примере программного комплекса инженерного анализа посвятил свое выступление директор Центра компетенций инженерного анализа и продуктовой разработки холдинга «Т1» Александр Собачкин. «Холдинг “Т1” в состоянии, используя и свои ресурсы, и меры господдержки, сконцентрировать очень мощные ресурсы для создания систем», – поделился докладчик.
Директор по работе с промышленным комплексом ООО «Росатом Цифровые решения» (госкорпорация «Росатом») Всеволод Григорьев раскрыл сценарии комплексных проектов на базе решений «Росатома». Спикер отметил актуальность инженерного анализа, преимущества технологий, особенности процессов разработки и внедрения инженерного ПО. По его словам, инженер-конструктор или инженер-расчетчик не может работать без соответствующих аппаратных мощностей.
Цифровые предпочтения
Второй день работы «ИТМаш-2024» начался с панельной дискуссии, посвященной ключевым аспектам цифрового развития машиностроения. В разговоре приняли участие представители промышленных предприятий, ИТ-компаний (разработчиков и интеграторов), высшей школы.
Эксперты подчеркнули актуальность реинжиниринга бизнес-процессов. Без фундаментального их переосмысления едва ли можно рассчитывать на достижение максимального эффекта от использования цифровых инструментов. Оптимизация производственных цепочек и автоматизация – обязательные условия на этапе подготовки к цифровой трансформации. Мысль не новая, но пока она не стала аксиомой для широкого круга представителей промышленных индустрий.
Под цифровизацией не следует понимать автоматизацию, подчеркивали эксперты. Предприятия, которые не приступили к автоматизации, в числе отстающих. По этой причине они не готовы переходить к использованию цифровых технологий, которые несут с собой принципиально иное качество взаимодействия. В условиях трансформации на первый план выходит межзаводская кооперация, для реализации которой и нужны цифровые технологии.
В ходе дискуссии вендоры анонсировали ряд перспективных решений, в которых нуждаются машиностроители, в частности, упоминались инструменты для аддитивного производства, выпуска композитных материалов.
Первые выводы
Предметный разговор о роли и потенциале информационных технологий в развитии машиностроении состоялся на секционных заседаниях:
«Цифровизация в тяжелом и энергетическом машиностроении»;
«Цифровизация в транспортном машиностроении»;
«Информационная безопасность в машиностроении»;
«Цифровизация в гражданском судостроении»;
«Цифровизация в гражданском авиастроении»;
«Цифровизация в специальном машиностроении».
На нескольких секциях шел разговор о лидерстве в сфере цифровой трансформации. Считается, что сегодня эта роль принадлежит ИТ-блоку. Но трансформация предполагает изменение, а это сфера деятельности руководителей, которые непосредственно отвечают за подобные преобразования. ИТ-специалисты создают возможности для изменений, выбирают технологии, а применять их или нет, решает бизнес исходя из стратегических планов.
Общей для нескольких секционных заседаний стала тема роли ИЦК, в частности, отведенная данным центрам в рамках импортозамещения. Один из выводов экспертов состоит в том, что ИЦК – это не «отлитая в граните» конструкция, форматы ее работы подвержены изменениям, необходимым, чтобы двигаться дальше.
Среди других активно обсуждаемых вопросов – оптимизация процессов планирования длинных производственных цепочек, применение российских технологий инженерного анализа, адаптация промышленности к переносу данных на отечественные платформенные решения.
Современная промышленность предусматривает партнерство цифровых предприятий, холдингов, в том числе межотраслевое сотрудничество на уровне проектировщиков, конструкторов и технологов, что требует инфраструктурного и информационного взаимодействия. Открытые архитектуры, применяемые в разработке ПО, позволяют работать с API друг друга и формировать наборы данных, необходимые заказчикам, дилерским и сервисным центрам, чтобы обеспечивать, в частности, техподдержку и гарантийное обслуживание. Появление программных инструментов, которые позволят наладить подобное взаимодействие в формате онлайн, станут большим шагом вперед для отрасли машиностроения в целом.
Подробный отчет о работе V конференции «Информационные технологии в машиностроении» будет опубликован в очередном номере журнала Connect.