Колесным ходом: на кикшеринговые самокаты начали устанавливать отечественную электронику

Кикшеринговые компании начали устанавливать на самокаты отечественную электронику, рассказали «Известиям» их представители. Российские технологии позволяют решать проблемы со сбоями GPS, участившимися в последнее время, утверждают они. Собственная электроника делает поездки пользователей более конфиденциальными — их не могут отследить третьи лица и конкуренты, считают эксперты.

Зачем кикшерингу понадобилась российская электроника

Российские кикшеринговые компании начали самостоятельно разрабатывать электронную «начинку» для элетросамокатов. Об этом «Известиям» рассказали представители Whoosh и «МТС Юрент». Так, первая компания в этом сезоне внедрила в свои самокаты собственный IoT-модуль («электронный мозг» устройства, как указано в материалах компании). Самокат будет более точно принимать сигнал спутников и распознавать координаты средства индивидуальной мобильности (СИМ), говорится в материалах компании, с которыми ознакомились «Известия». Этого удалось достичь за счет выбора специального навигационного модуля: принципиальное отличие — наличие встроенного модуля инерциальной навигации, который даже в случае потери сигнала со спутников позволяет продолжать корректно определять самокат в пространстве. Это особенно актуально в крупных городах, где время от времени наблюдаются проблемы с GPS, подчеркивают в Whoosh. IoT-модулем оснащено уже около 18 тыс. электросамокатов.

Решение проблемы со сбоями спутниковой навигации, по заявлению компании, было не единственной, но одной из основных задач этой разработки. Предустановленные на самокатах модули (их выпускают в КНР) крайне чувствительны к помехам, с которыми сталкиваются навигационные системы, утверждает представитель компании: найти самокат или проконтролировать действия его пользователя в этой ситуации проблематично.

По словам собеседника «Известий», близкого к одной из кикшеринговых компаний, российские модули навигации и телематики либо поставляются китайским производителям (они устанавливают их в готовые к использованию самокаты), либо организации устанавливают такие модули на своих ремонтных базах в России — в зависимости от того, насколько оперативно надо «довести самокат до ума».

Разработка собственных IoT-модулей — это также вопрос информационной безопасности, отметил другой источник на рынке кикшеринга. Никто не хочет, чтобы данные о поездках пользователей передавались третьим лицам, в том числе за границу, утверждает он.

Самокаты «Юрент 2.0» работают на электронике собственной разработки, сообщили «Известиям» в компании. Это нужно для адаптапции к регулированию и вызовам рынка — например, это касается GPS, который во многих городах сейчас не позволяет точно определять геолокацию. Отечественные разработки можно быстро адаптировать, с китайскими сложнее, отмечает представитель компании.

— Есть возможность сбора данных телеметрии и ее анализа — это, к примеру, касается агрессивной езды, — утверждает он. — Речь идет и о внедрении новых технологий: предотвращение езды вдвоем и многого другого. Собственное навигационное оборудование дает гибкость: например, ты можешь не только поставить GPS, но и использовать другие способы позиционирования — например, WiFi и базовые станции сотовых операторов.

По словам представителя «МТС Юрент», собственной электроникой оснащено около 40 тыс. самокатов.

«Известия» также направили запрос в «Яндекс».

Поможет ли это решить проблемы со сбоями GPS

Использование отечественных навигационных модулей позволяет сделать электросамокаты удобнее и безопаснее, считает директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. Она утверждает, что сборка IoT-модулей производится в России, однако используются всё-таки китайские комплектующие.

Собственные системы требуются для борьбы со спуфингом (подменой координат GPS), отмечает директор департамента расследований компании T.Hunter Игорь Бедеров. По его словам, сейчас есть тенденция к тому, чтобы искать самокаты и другие устройства с помощью координат сотовых сетей, WiFi и другой телеком-инфраструктуры.

Вопрос не столько в стоимости геонавигационного оборудования, сколько в его точности, считает руководитель проекта Content-Rewiew Сергей Половников. Не секрет, что с работой GPS в нашей стране есть проблемы — российская навигация ГЛОНАСС и китайская система Beidu работают стабильнее, указывает он. Такой подход позволяет более точно устанавливать местоположение самоката и бороться с нарушениями при использовании средств индивидуальной мобильности — например, блокировать их перемещение в запретных зонах, ограничивать их скорость и тому подобное, указывает эксперт.

Никто не знает, насколько долго продлятся проблемы со спутниковой навигацией, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Поэтому инсталляция российских электронных модулей в этой ситуации выглядит логично, считает он. Опять-таки, наличие собственного навигационного оборудования — конкурентное преимущество: третья сторона, например, другие кикшеринговые компании, не могут узнать, где перемещается пользователь, такие сведения могут быть чувствительны с точки зрения планирования и развития бизнеса, заключает эксперт.

Валерий Кодачигов

Тематики: Оборудование

Ключевые слова: Яндекс, спутниковая связь, микроэлектроника, IoT, МТС Юрент