В МВД отмечают беспрецедентный рост преступлений в сфере ИКТ и давление, под которым оказались граждане. Кража и мошенничество – самые распространенные виды преступлений в сфере ИКТ. Очень часто они осуществляются по телефону. Общественно-политический фон – одна из причин увеличения данного вида преступлений. Подавляющая часть телефонных мошенничеств, до 95%, совершается из Украины, где расположены крупные колл-центры, привёл данные Филипп Немов. Такие преступления совершаются анонимно и дистанционно, поэтому часто оказываются безнаказанными.
Начальник Управления организации борьбы с противоправным использованием ИКТ МВД России генерал-майор полиции Филипп Немов
Источник: Трансляция РИА «Россия сегодня»
Управление организации борьбы с противоправным использованием ИКТ в составе МВД является довольно новым. Его деятельность направлена на два основных вектора: чтобы возможность коммуникации злоумышленников и потерпевших была затруднена или невозможна и противодействие возможности вывода средств со счетов потерпевших. Для этого в МВД активно взаимодействуют с другими ведомствами, такими как, например, Минцифры, а также с банковской системой, с ЦБ для изменения законодательства.
Так, например, понимая схему совершения преступления, были изменены правила игры в законе о связи, развернута система Роскомнадзора «Антифрод», блокирующая подмену номера для коммуникации с потерпевшими. С номера 900 больше не звонят после принятых мер, заявил Филипп Немов.
Что касается вывода средств, те колл-центры, которые находятся на Украине или в других странах, по сути пользуются сервисами, которые доступны в России, чтобы конвертировать средства в криптовалюту и переводить мошенникам. В этой связи Управление работает с банковской системой. По словам Филиппа Немова, принимаются меры, чтобы такие переводы были невозможны.
ВЦИОМ: Потенциальные жертвы телефонного мошенничества
Источник: Трансляция РИА «Россия сегодня»
В Общественном совете при МВД России озвучили идею, что первоочередную важность в сокращении ИКТ-преступности имеет работа с населением и его информирование: не вступил во взаимодействие с мошенником – не стал его жертвой. Обработкой граждан по телефону занимаются профессиональные психологи, социальные инженеры, которые вводят жертву в изменённое состояние сознания. Поэтому важно предотвращать коммуникацию граждан с мошенниками как таковую.
*Изображение к лиду - freepik.com