Согласно постановлению правительства РФ, в число выбранных направлений входят авиационная промышленность, автомобилестроение, железнодорожное машиностроение, медицинская промышленность, нефтегазовое машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, специализированное машиностроение, станкоинструментальная промышленность, судостроение, фармацевтика, химическая промышленность, электроника и энергетика. Эти отрасли имеют низкий уровень локализации производства (менее 50%), также они критически важны для обеспечения технологического суверенитета.
При реализации проектов в выбранных отраслях банки будут предоставлять пониженную ставку по кредитам, "особый подход" при их одобрении, активное участие институтов развития. "Это обеспечит до 10 трлн руб. дополнительного финансирования для расширения перспективных отраслей, позволит заместить поставки дефицитных материалов, комплектующих и оборудования, переориентировать транспортно-логистические потоки и производить конкурентоспособную продукцию на отечественных предприятиях", - прокомментировал председатель правительства Михаил Мишустин.
Некоторые СМИ обратили внимание, что среди 13 приоритетных направлений нет ИТ. "Сейчас никто ничего не может сделать без ИТ, поэтому и выделять это в отдельное направление не вижу смысла", - поделился мнением Сергей Кузнецов, директор московского представительства ITentika. С ним согласились и другие опрошенные эксперты. Александр Эдер, директор по развитию бизнеса компании "К2Тех" в агропромышленном комплексе, подтвердил, что даже в агробизнесе сейчас не обойтись без ИТ: "Современная сельхозтехника - это беспилотные комбайны, тракторы и автотранспорт, фактически "компьютеры на колесах". Их применение обеспечивает наилучший результат по сравнению с техникой предыдущих нецифровых поколений".
Руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог", разработчик POLYCODE Людмила Богатырева выделила направления, которые наиболее "цифровизированы" на базе отечественных решений. "Достаточно высокий уровень можно отметить в двигателестроении и ракетно-космической отрасли. Следующая группа: судостроение, авиастроение, фармацевтика, торговля, металлургия и химия. Более низкий уровень импортозамещения отмечается в железнодорожном машиностроении и двигателестроении", - рассказала Богатырева.
Александр Малетов, руководитель отдела корпоративных продаж группы компаний X-Com, утверждает, что некорректно выделять отрасли, в которых хуже или лучше обстоят дела с процессом импортозамещения в ИТ. "Импортозамещение сложно не конкретными продуктами и решениями, а возможностью формировать наборы этих продуктов и решений и интегрировать в сложившиеся инфраструктуры. Каждая отрасль имеет свои стандарты и структуры ИТ, которые влияют на процент импортозамещения", - отметил он.
Павел Сварник, директор Центра стратегического развития компании "Ланит-Интеграция" (ГК "Ланит") обращает внимание, что с ИТ ситуация в стратегических направлениях лучше чем удовлетворительно. "С точки зрения перехода на отечественные решения, ситуация более симптоматична в сфере промышленного производства, а именно - в машиностроении, стандартными инструментами де-факто стали зарубежные инженерные пакеты, которые используются при разработке изделий и имеют немного российских аналогов. Например, легче всего с импортозамещением ИТ в области железнодорожного машиностроения, а для авиастроения придется потратить много ресурсов", - подчеркнул Сварник. Он добавил, что на предприятиях и в отраслях, где есть система управления, информационные технологии присутствуют в полном объеме. Тем не менее в ряде направлений запрос на развитие информационных технологий особенно острый - например, в электронике.
Анна Швецова