На рынке ИИ-технологии работают стандартные законы экономики, но с некоторыми особенностями, объяснил Михаил Сродных. Обычно в начале появляется спрос, который разработчики удовлетворяют своими решениями, но в последнее время уже сами создатели чаще выходят на рынок с интересными для клиентов продуктами.
Михаил Сродных, генеральный директор СКБ Контур:«Технологии в целом и ИИ в частности, развиваются стремительно. И у клиентов не всегда есть возможность идентифицировать, что нового появилось на рынке и понять, почему это будет полезно для их бизнеса. Так что частая ситуация, когда разработчики создали решение, пришли к клиенту и на нее сразу появился спрос. Потому что предложенная технология позволяет избавить бизнес от «болевой точки», проблемы, которой владелец давно хотел исправить».
В практике СКБ Контур многие технологии на базе искусственного интеллекта возникали изначально для решения внутренних задач, но их успешное использование внутри компании давало основания к выходу на рынок. В качестве пример Михаил Сродных привел суммаризацию в Контур.Толке — она была ответом на необходимость оптимизации и повышения эффективности встреч, обсуждений и общения внутри компании. Теперь функциональность доступна всем клиентам сервиса. Второй пример — скоринг в Контур.Фокусе, который создавался, чтобы анализировать наших контрагентов на основе данных из источников и помогать делать выводы об их благонадежности. Позже эту возможность добавили для всех пользователей.
Михаил Сродных также отметил еще одну особенность этого рынка. По его словам, тема ИИ-технологий — модная и стала неким must-have для любого бизнеса. Но зачастую клиент не понимает, чем конкретно занимается искусственный интеллект в конкретных решениях.
Говоря про будущее ИИ-технологий, он спрогнозировал, что их роль повысится. Если сейчас искусственный интеллект решает какие-то текущие задачи специалистов в компании, то в ближайшей перспективе они смогут стать некими «ассистентами», то есть частично заменить сотрудников. «При этом нужно учитывать этический аспект — мы можем делегировать задачи, но не ответственность. Она в любом случае остается на человеке», — уточнил Михаил Сродных.
Будущее же ИИ за фундаментальными моделями. Михаил Сродных посоветовал разработчикам адаптировать их под конкретные задачи бизнеса, а не вкладываться в отраслевые решения. Он напомнил, что есть много примеров, когда фундаментальные модели быстро догоняли, а потом и обгоняли продукты, которые создавались и развивались под специфические запросы отраслей.