10 августа 2024 г. пользователи Miro в Российской Федерации и Республике Беларусь получили письма, в которых представители компании сообщали, что с 12 сентября 2024 г. она больше не будет обслуживать аккаунты, в которые заходили с IP-адресов двух стран. Полностью доступ к аккаунтам будет заблокирован 11 октября 2024 г. Отказ в обслуживании связан с новым пакетом санкций, о которых объявили американские Министерство финансов, Министерство торговли и Госдепартамент 12 июня 2024 г.
Новые санкции запрещают иностранным ИТ-компаниям оказывать услуги по консультированию и проектированию ИТ-систем и инфраструктур, ИТ-поддержке и поддержке облачных сервисов, связанных с программным обеспечением для управлений предприятий, проектированию и производству любым лицам, находящимся в РФ или Республике Беларусь.
"Компания Miro уведомила пользователей бесплатных аккаунтов о том, что не сможет обслуживать IP-адреса, зарегистрированные в России и Беларуси, - рассказал руководитель департамента информационных технологий ООО "Обит" Кирилл Тимофеев. - Однако позже компания уточнила, что доступ для бесплатных пользователей все же останется. В связи с этим для физических лиц, скорее всего, ничего не изменится. Тем не менее, мы рекомендуем позаботиться о сохранности важной информации, сделав резервные копии данных".
Компанию Miro в 2011 г. основали два уроженца Перми, Андрей Хусид и Олег Шадрин (тогда она существовала под названием Realboard и стала именоваться Miro только в 2019 г). С тех пор компания открыла офисы в Амстердаме и Сан-Франциско, а 12 апреля 2022 г. объявила о закрытии офисов в России и приостановке продаж продукта в РФ. В тот момент компания оценивалась в $17,5 млрд. Ныне Miro позиционирует себя как американский ИТ-вендор, из истории основания, доступной на ее корпоративном сайте, удалены все упоминания о происхождении сооснователя Андрея Хусида и нет ни слова о втором сооснователе Олеге Шадрине. Страница с историей компании была удалена из онлайн-архива Web.archive.
"Команде Miro, безусловно, удалось создать новую культуру проектной работы, - сказал генеральный директор ООО "ГрафТех" Петр Василенко. - Все воркшопы в "ГрафТех" проходили с Miro, плюс мы вели доски по каждому из наших продуктов и по всем маркетинговым активностям. Думаю, похожая ситуация сложилась во многих российских компаниях. В Miro принципиально другой тип общей рабочей среды — дружелюбной, наглядной, гибкой. И очень высокий уровень визуализации процессов."
Руководитель продукта "Доска" от "МТС Линк" (ООО "Вебинар Технологии") Иван Богатов подчеркнул, что у российских пользователей было достаточно времени на подготовку к уходу иностранного сервиса и тестирование всех отечественных аналогов.
"Сразу после объявления об уходе Miro с российского рынка количество регистраций в нашем сервисе в день выросло в семь раз, и аудитория продолжает расти", - сообщил Иван Богатов корреспонденту ComNews.
Еще больший рост отметил генеральный директор ООО "Эсборд" (разработчик онлайн-доски Sboard) Андрей Корсаков. По его словам, с момента официального уведомления Miro аудитория сервиса Sboard выросла в десятки раз.
О схожем росте сообщил представитель пресс-службы ООО "Пруффми" (разработчик онлайн-доски Pruffme) Дарья Будовская. Она рассказала, что в июле 2024 г. через платформу Pruffme было импортировано 146 досок из Miro, а в августе их оказалось уже 12 тыс.
Некоторые компании увидели в уходе Miro новые возможности для развития бизнеса. По словам Петра Василенко, компания "ГрафТех" разрабатывает онлайн-доску, которая находится на стадии внутреннего тестирования. "Мы разрабатываем облачную доску, которая включает знакомую пользователям Miro функциональность плюс дополнительные опции в работе с заметками, включая быстрое переключение между доской и заметками, а также возможность хранить все файлы заметок и наработок доски в одном месте. Интерфейс и панель инструментов мы оставили в привычном виде, чтобы пользователи могли легко адаптироваться", - рассказал он.
О создании собственного продукта сообщил ComNews и владелец продукта DION.Whiteboard (онлайн-доска для совместной работы, разработанная холдингом "Т1") Эдвин Аветисян. Он проинформировал корреспондента ComNews, что команда разработчиков создала DION.Whiteboard в 2024 г. и ныне активно тестирует ее вместе с клиентами компании.
Однако миграция с одной платформы на другую не обходится без трудностей. Так, представитель пресс-службы Pruffme отметил, что основная проблема переноса данных связана с особенностями API Miro, которые накладывают ограничения на легальный перенос контента. О схожей проблеме сообщил и Андрей Корсаков. Но все опрошенные корреспондентом ComNews вендоры рассказали, что их компании ведут работы над усовершенствованием процедуры импорта данных из Miro.
"Процесс переноса информации между сервисами всегда вызывает трудности. Мы понимаем это и разрабатываем инструменты для легкой миграции данных из Miro в DION.Whiteboard. Наша цель — сделать этот процесс максимально простым и безопасным для пользователей, чтобы они могли без проблем перенести все необходимые данные и продолжить работу в нашем сервисе", - заметил Эдвин Аветисян
Уход "компании из Сан-Франциско" не застал российских клиентов врасплох. Например, руководитель продукта Directum Projects в ООО "Директум" Никита Аксянов рассказал, что большинство сотрудников компании работают в бесплатной версии сервиса Miro, а те немногие, кто работал в платной, обошли санкции. Это дает компании время на неспешный выбор аналога и миграцию данных.
"Я использовал Miro для проведения ретроспектив, Для решения этой задачи вполне подходят и другие инструменты, даже Agile-доски Directum Projects успешно решают эту проблему. Так что я и моя команда почти не пострадали", - отметил Никита Аксянов.
На широкие возможности выбора отечественных продуктов-заменителей Miro обратил внимание и руководитель практик Java ООО "Рексофт" Зураб Белый. По его словам, компания рассматривает несколько альтернатив, среди которых - "МТС Линк" и Pruffme, но пока не приняла окончательного решения.
"Miro фокусируется на коллаборации и была разработана с акцентом на совместную работу, предлагая множество инструментов для совместного редактирования, голосования, комментариев, видеочат и интеграции с другими сервисами. Именно этих инструментов не хватает у российских сервисов и пока что они имеют ограниченные возможности для совместной работы", - заметила менеджер по развитию ООО "Системный софт" Мария Климова.
Зураб Белый полагает: "Отечественным аналогам Miro не хватает таких опций как, например, совместная работа над досками и возможность комментирования, интеграции с облачными сервисами, чтобы можно было видеть документы прямо на самой доске, и другими привычными функциями для быстрого переключения между инструментами. Вокруг Miro существует целая экосистема таких сервисов и интеграций, которой пока нет в аналогичных отечественных решениях".
"Каждый из этих сервисов имеет плюсы и минусы, но главное преимущество в том, что они встраиваются в российские экосистемы (в частности, "Яндекс 360 для бизнеса", VK Workspace), то есть бесшовно взаимодействуют с другими продуктами в рамках одной экосистемы и интегрируются со всеми необходимыми инструментами в одной среде", - заключил Кирилл Тимофеев из "Обит".