Через три месяца – 12 сентября 2024 г. – вступят в силу новые санкции Соединенных Штатов Америки против российского ИТ-сектора. Министерство финансов США объявило о них 12 июня – в День России, хотя по сообщению американского финансового ведомства, санкции приурочены к встрече лидеров стран G7 в итальянской области Апулия 13-14 июня.
Ограничительные меры против сектора информационных технологий в РФ стали частью более широкого пакета санкций, которые 12 июня 2024 г. объявили Минфин, Министерство торговли и Госдепартамент США. Они коснулись страхового и финансового рынка РФ (включая зарубежные подразделения российских банков), производителей и перевозчиков сжиженного газа, участников рынка полупроводниковой продукции, поставщиков беспилотных летательных аппаратов и оборудования для них, а также оборонных предприятий. По заявлению Минфина США, новые санкции нацелены не только на представителей России, но также на компании и физлиц в Беларуси, Британских Виргинских островах, Болгарии, Казахстане, Кыргызской Республике, Китае, Сербии, Южной Африке, Турции и ОАЭ.
Целью новых санкций в ИТ-секторе американский Минфин назвал прекращение доступа оборонно-промышленного комплекса РФ к иностранному программному обеспечению и ИТ-услугам. Они оформлены как дополнение к указу президента США N 14071 от 6 апреля 2022 г. "Запрет на новые инвестиции в Российскую Федерацию и оказание ей определенных услуг в ответ на продолжающуюся агрессию со стороны РФ".
Эти дополнения, которые Минфин США согласовал с Госдепартаментом, запрещают предоставление любому лицу в России услуг по консультированию в сфере ИТ и проектированию ИT-систем и инфраструктур, а также услуг ИТ-поддержки и облачных услуг, связанных с программным обеспечением для управления предприятием, проектирования и производства (все эти виды софта в документе названы обеспечивающим ПО – covered software).
Новые ограничения запрещают экспорт, реэкспорт, продажу или поставку, прямо или косвенно, из Соединенных Штатов или лицом, находящимся в Соединенных Штатах, где бы оно ни находилось, услуг по ИТ-консультированию и проектированию, услуг по ИТ-поддержке или облачных услуг для обеспечивающего программного обеспечения любому лицу, находящемуся в Российской Федерации. Все эти запреты вступят в силу 12 сентября 2024 г.
Как и из любого правила, из новых рестрикций есть исключения. Эти ограничения не будут касаться услуг любой организации, расположенной в России, которая прямо или косвенно принадлежит представителям США или контролируется ими, а также любых услуг в связи с прекращением деятельности или отчуждением организации, расположенной в Российской Федерации, которая не находится в собственности, под прямым или косвенным контролем российского лица. В отдельных случаях исключения может делать Министерство торговли США.
Американский Минфин сделал оговорку о том, что Соединенные Штаты поддерживают свободный поток информации и коммуникаций во всем мире, и эти действия не направлены на подрыв гражданского общества и гражданских телекоммуникаций. "Несмотря на новые запреты, Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) оставляет в силе разрешения на определенные операции в сфере телекоммуникаций и интернета, а также гуманитарные операции в соответствии с Генеральными лицензиями 6D и 25D, которые смягчают воздействие на российское гражданское общество и защищают общественный доступ к информационно-коммуникационным технологиям.
Генеральная лицензия 6D от OFAC касается сделок, связанных с сельскохозяйственными товарами, лекарствами, медицинскими приборами, запасными частями и компонентами или обновлениями программного обеспечения, пандемией коронавирусной инфекции 2019 (COVID-19) или клиническими испытаниями в России. Генеральная лицензия 25D именуется "Разрешение сделок [в РФ], связанных с телекоммуникациями и некоторыми видами связи через интернет".
Новые санкции не должны сильно затронуть российскую ИТ-отрасль и ее клиентов. Услугами американский компаний по проектированию ИT-систем и инфраструктур или их ИТ-консалтингом в России никто не пользуется уже более двух лет.
Что касается запрета на предоставление услуг ИТ-поддержки и облачных услуг, связанных с программным обеспечением для управления предприятием, проектирования и производства, с середины 2022 г. в РФ действуют индустриальные центры компетенций (ИЦК), целью которых является разработка отечественных цифровых продуктов на замену специализированного ПО, которое до 2022 г. было почти сплошь импортным.
Некоторые российские компании в разных отраслях экономики продолжают использовать иностранные программные продукты, на приобретение и лицензирование которых они затратили большие средства – но делают они это в защищенном (изолированном) контуре и планируют перейти на отечественные продукт по мере амортизации зарубежного софта.
Леонид Коник