Общий заход: в России могут создать систему регулирования цифровых платформ

Минэкономразвития предлагает создать единую систему регулирования для посреднических цифровых платформ, сообщил глава ведомства Максим Решетников в ходе выступления на правительственном часе в Совете Федерации. Это предполагает появление подхода с четким определением трудовых отношений и вывода агрегаторов такси, турагрегаторов и других онлайн-площадок в «белую зону». В экспертном сообществе отмечают, что появление новых требований не должно увеличить издержки для участников рынка. Кроме того, специалисты опасаются, что объединение регулирования разных сфер может привести к смешению разных видов правоотношений. Для чего нужно нововведение и как оно повлияет на российскую онлайн-торговлю — в материале «Известий».

Назревшие перемены

В Минэкономразвития уже несколько лет назад разработали концепцию развития регулирования цифровых экосистем, настало время для ее законодательной реализации, сказал «Известиям» ведущий научный сотрудник центра технологий государственного управления РАНХиГС. Однако при систематизации правового регулирования цифровых платформ и формировании новых требований важно не допустить увеличения издержек для участников рынка. Требуется обеспечить комфортную регуляторную среду, которая может быть привлекательной не только для российских, но и иностранных цифровых платформ.

— Цифровые платформы и экосистемы на их основе — основа современных отношений в сфере экономики и государственного управления. Развитие цифровых платформ предусматривается в указах президента о национальных целях, а также в других документах стратегического планирования, — отметил эксперт. — Но такое развитие возможно только на соответствующей законодательной основе. И если в сфере государственного управления есть соответствующий указ президента о развитии платформы «ГосТех», то развитие частных платформ и экосистем идет зачастую на основе их собственных правил, что создает объективные риски с точки зрения антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей.

Как сообщил Максим Решетников, министерство предлагает подход с четким определением трудовых отношений и вывода цифровых платформ в «белую зону». Кроме того, предусматривается создание алгоритма проверки товаров на предмет контрафакта, а также регламентирование отношений между маркетплейсами и продавцами товаров, представленных на этих площадках.

«На сегодняшний момент, с нашей точки зрения, необходимость назрела, может, даже где-то перезрела. Поэтому мы обобщили эту практику, обратились в аппарат правительства со своими предложениями сделать единую систему регулирования посреднических цифровых платформ, в том числе агрегаторов такси, турагрегаторов», — сказал глава Минэка, выступая в СФ.

Существует несколько отдельных законодательных инициатив, которые касаются регулирования маркетплейсов, цифровых платформ и платформенной занятости. Несмотря на их разработку, еще ни один из проектов не был рассмотрен в Госдуме из-за отсутствия единой позиции по их регулированию.

«Мы подготовили проект закона, который как раз основан на ваших инициативах, на инициативах Госдумы. Мы направили по поручению [вице-премьера — руководителя аппарата правительства РФ Дмитрия] Григоренко на согласования в ведомства, еще не для внесения, а чтобы собрать конкретные отзывы. И я думаю, что в октябре, когда правительство определится концептуально, мы пойдем уже с конкретным законом», — добавил министр.

«Известия» направили запросы в Минэк и Минцифры, однако на момент публикации ответы не были получены.

Общее регулирование

На данный момент активно прорабатывается ряд инициатив с точки зрения регулирования отдельных видов площадок, в частности маркетплейсов и платформ труда, сказала «Известиям» руководитель Центра-ОЭСР ИПЭИ Президентской академии Антонина Левашенко.

— Важно отметить, что все платформы могут быть разделены по видам отношений, которые на них возникают. Например, на данный момент регулирование ряда платформ товаров и услуг уже осуществляет в рамках законодательства о защите прав потребителей в части прав и обязанностей агрегатора, к которым может относиться любая платформа, возможность потребителю выбрать товар или услугу, заключить с продавцом или исполнителем договор и оплатить. Сюда же относятся и маркетплейсы, и платформы такси, туристические агрегаторы и любые другие платформы. Иначе дело обстоит с выполнением работ — данные отношения выпадают из регулирования агрегаторов, — отметила эксперт.

При этом на платформах возникает ряд других правоотношений, разных по своему характеру и зависящих от типа платформы. Например, для маркетплейсов важно отрегулировать отношения между платформой и бизнес-пользователями на ней. В частности, требуется урегулирование правил одностороннего изменения условий использования маркетплейса, ограничения необоснованно высоких комиссий и штрафов со стороны платформ в отношении продавцов и ПВЗ.

— Если говорить об агрегаторах такси или курьерских услуг, где платформа фактически становится работодателем, так как определяет время работы, плату за труд (тарифы), маршрут таксиста, выдает средство оказания услуг (маркированную машину таксисту или велосипед и сумку курьеру), может вводить санкции, то тут фактически возникают квазитрудовые отношения, которые должны регулироваться в рамках трудового законодательства, — подчеркнула Антонина Левашенко.

При этом есть и такие платформы, где стоимость и условия работы определяются исполнителем самостоятельно. В результате, по словам эксперта, на них не могут распространяться отдельные нормы трудового законодательства, так как в данном случае площадка выступает просто информационной системой, которая предоставляет личный кабинет и возможность размещения объявления. Она имеет статус классифайда по законодательству об информации.

Вместе с тем требуется определить статус платформ по предоставлению туруслуг, чтобы не путать их с туроператорской или турагентской деятельностью. В частности, необходимо отрегулировать ответственность за оказание некачественных услуг по размещению, транспорту или развлечению.

— Таким образом, существуют разные специфики у торговли товарами, услугами и работами и их отдельными видами. Поэтому смешение в одном законе регулирования, например, и маркетплейсов, трудовых платформ, платформ туристических услуг может привести к смешению разных видов правоотношений. Логичнее всего аккуратно регулировать отдельные виды отношений на платформах в соответствующих отраслях права. Например, не стоит регулировать платформы труда вместе с маркетплейсами, так как у таких платформ разные роли с точки зрения создания условий для доступа бизнеса к ним и даже разный состав участников и виды потребителей, — считает эксперт.

Для маркетплейсов важно, например, бороться с контрафактом, а для платформ труда — следить за соблюдением норм рабочего времени таксистов, а также иметь возможность участвовать в системе страхования самозанятых, добавила Антонина Левашенко.

Ранее президент Союза интернет-торговли Виталий Гаврилов призывал уравнять условия работы маркетплейсов и сети розничной торговли, чтобы урегулировать вопросы, связанные с ответственностью интернет-магазинов. Это мнение также поддержал депутат Государственной думы Владимир Шаманов.

В апреле комитет Совета Федерации по экономической политике поддержал концепцию законопроекта об основах государственного регулирования деятельности маркетплейсов, которым закрепляются права и обязанности владельцев таких торговых площадок и продавцов. Документ определяет права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов.

Любовь Лежнева

Тематики: Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: регулирование