Проект закона предполагает, что оператор, который является единственным провайдером связи в населенном пункте (за исключением операторов связи, использующих виртуальные сети), обязан предоставлять в совместное использование выделенный ему радиочастотный спектр и средства связи другим сотовым компаниям. Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддержал инициативу правительства.
Председатель этого комитета Госдумы Александр Хинштейн отметил, что в сложившейся ситуации, когда зарубежные поставщики отказались поставлять телеком-оборудование в Россию, использовать существующие мощности нужно рационально. По его мнению, стоит подумать и над разработкой тарифов за предоставление доступа к оборудованию другими операторами связи. "Разделяю подход, что рыночные принципы ложатся в основу работы, но речь идет не о регулировании рынка. Расширение возможностей связи за счет общего использования оборудования коснется только узкого сегмента. Что такое 784 населенных пункта в масштабах всей России? Мы не сможем развивать связь и сохранять лидерство в телекоме без максимально рачительного совместного использования инфраструктуры. А в крупных городах мы нередко видим монополию, когда предоставление инфраструктуры под размещение объекта связи происходит непрозрачно. А создание такого механизма как тарифов за предоставление доступа сняло бы это проблему", - сообщил Александр Хинштейн.
Генеральный директор НКО "Ассоциация операторов телефонной связи" (АОТС) Сергей Ефимов поделился мнением о законопроекте: "Нужно принимать Кодекс связи, но его надо хорошо подготовить с привлечением не только юристов в Госдуме, но и технических экспертов. А начинать нужно с выработки новой концепции для сетей, учитывая применение технологий коммутации каналов и пакетов, затем создать новую модель сети РФ, модель ее управления в среде "Цифровой экономики" и только потом формулировать целостный свод правил в виде Кодекса".
Генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков считает, что законопроект требует доработки. "Мы прекрасно понимаем, что текущая ситуация вызвана исключительно ограничениями поставок оборудования в РФ со стороны иностранных вендоров. На сегодняшний момент уже нет такого количества, которое позволяло бы решить вопрос цифрового неравенства. Если бы время было простое, то делиться операторам с другими было бы нелогично, потому что это особенность возможностей оператора - иметь связь там, где нет других операторов. То есть по сути это вопрос про деньги. А теперь необходимо делить на всех. Но встает важный вопрос - как это сделать. Частотный ресурс небольшой, и делить его с другими операторами, мне кажется, не так просто. То есть надо еще подумать, что можно сделать в этом направлении", - рассказал Денис Кусков.
Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский не согласен с предложением правительства РФ: "Оператор, который является единственным провайдером связи в населенном пункте, обязан предоставлять в совместное использование выделенный ему радиочастотный спектр и средства связи другим операторам - такое предложение выглядит странным. В стране отменили рыночные отношения? Любой товар или услуга имеют себестоимость и некоторую рыночную ценность. Покупатель может быть не согласен с ценой и отказаться от покупки. Если государство хочет поддержать покупателей, то оно может предоставить субсидии компаниям-поставщикам или непосредственно конечным потребителям. К сожалению, никто не хочет публично озвучить сложившуюся ситуацию. А она такова - сети будут работать, пока есть "запас прочности" оборудования. У всех операторов он разный. Например, "Tele2 Россия" строила сеть в Москве и Подмосковье с нуля в 2015-2016 гг. В дальнейшем компания серьезно эту сеть расширяла и модернизировала. Москвичи и жители Подмосковья могут быть спокойны. Означает ли, что "Tele2 Россия" должна предоставить доступ к оборудованию и частотам другим операторам, которые своевременно не инвестировали в модернизацию сети? Конечно, нет".
Корреспондент ComNews обратился за комментариями к российским операторам связи, однако представители их пресс-служб проект закона не прокомментировали.
Павел Королев