Документ содержит план мероприятий по переходу для организаций из горнодобывающей, металлургической, ракетно-космической, оборонной, химической, и атомной областей. Согласно таблице плана мероприятий к 2023 г. компании должны перевести на отечественное ПО от 14 до 100% софта по разным позициям, а к 2024 г. уже полностью отказаться от иностранных решений.
Пресс-служба Минпромторга сообщила корреспонденту ComNews, что для организаций, осуществляющих закупки по 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), в случае отсутствия плана перехода на российское ПО закупки ПО для имеющихся у них закрытых объектов КИИ не будут согласовываться, как противоречащие положениями постановления правительства России № 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки".
"Для разработчиков ПО действуют меры поддержки, которые администрирует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Помимо этого, Минпромторг поддерживает разработку ПО для промышленности в рамках постановления правительства РФ №529 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и признании утратившими силу некоторых положений актов правительства РФ", – дополнили в ведомстве.
В пресс-службе ВТБ проинформировали, что независимыми от вендоров решениями охвачено более 60% критических информационных систем ВТБ. Также банк довел долю расходов на отечественное программное обеспечение до 75% в общем объеме расходов на ПО. "К 31 декабря 2024 г. в критической ИТ-инфраструктуре банка должно остаться только отечественное ПО, включенное в Единый реестр российских программ. Экономический эффект для банка от перехода на импортонезависимые решения составит не менее 30 млрд руб.", – отметили в пресс-службе ВТБ.
Руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог" и автор Telegram-канала "ГОС ИТ Богатырева" Любовь Богатырева рассказала, что за два года можно многое успеть, если учесть, что в госорганах процессы импортозамещения начались задолго до 2022 г., однако с госкомпаниями сложнее, потому что к ним изначально было меньше требований по переходу на отечественный софт.
"В целом ситуация с импортозамещением в области промышленного ПО непростая. К примеру, в сегменте САПР (система автоматизированного проектирования) и ERP-систем эффективных полнофункциональных аналогов AutoCAD и SAP в России пока нет. Однако, я думаю, что наш софт сможет на 100% заменить иностранный, но произойдет это не сразу. На какое-то время придется пожертвовать удобством и функциональностью, но перейти на отечественные решения с более низким уровнем зрелости", – добавила Любовь Богатырева.
Директор по взаимодействию с государственными органами PIX Robotics Сергей Вотяков пояснил, что заменить иностранное ПО полностью и по щелчку пальца сложно, так как ИТ-инфраструктура состоит из кусочков мозаики, которая формировалась долгие годы: если отсутствует какая-либо часть, может не сработать вся машина. "Крупный бизнес уже переходит на отечественное ПО, а приказ Минпромторга послужит дополнительным толчком к этому. Вендоры должны активно взаимодействовать с госкорпорациями, чтобы совместно работать над совершенствованием требуемого функционала, а заказчики, которые вкладываются в развитие российского ПО, должны получить налоговый вычет, позволяющий компенсировать расходы на него", – поведал Сергей Вотяков.
Директор по консалтингу компании "Рексофт" Виталий Баланда заявил, что крупным индустриальным заказчикам важна не импортозамещенность, а устойчивость и независимость цифровой инфраструктуры от вендора, но для этого потребуется эффективное использование возможностей локального рынка и мировой экономики (условный "не запад"), рыночные способы распределения ресурсов, наличие консенсуса участников по поводу долгосрочных целей развития.
Ведущий эксперт по отечественному ПО группы компаний Softline Александра Залманова прокомментировала: "Данный приказ не стал неожиданностью для рынка и бизнеса. Государство давно начало готовить нормативную базу для предприятий со значимыми объектами критической инфраструктуры. В настоящий момент действует указ президента о приобретении иностранного ПО для значимых объектов КИИ, а с 2025 г. планируется полный запрет на его использование (указ президента России № 166 от 30.03.22). Тенденция к ужесточению нормативной базы будет сохраняться, поэтому организациям рекомендуется начать принимать меры, если они этого еще не сделали. Время — это ресурс, который необходимо использовать, не дожидаясь, пока функционал отечественного ПО на 100% будет соответствовать покинувшим рынок западным аналогам".
Согласно данным таблицы плана мероприятий, к 2024 г. все ПО в обозначенных госкомпаниях должно быть российским, но процент перехода на него к 2023 г. разнится для разных видов ПО. Например, для средств управления процессами доля отечественного ПО должна составлять 14%, для средств обработки и визуализации массивов данных 50%, а для средств анализа данных - 100%.
Партнер и директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин рассказал, что объектам КИИ дано 1,5 года, чтобы полностью перевести процессы на отечественный софт, но при этом по целому ряду направлений ожидаемый уровень использования российского ПО на конец 2023 г. составит чуть выше 10%, однако сделать такой скачок в импортозамещении до конца 2024 г. не выглядит реалистичным. "Для масштабного внедрения российского ПО нашей стране потребуется 3-4 года работы. Чтобы улучшить ситуацию, необходима комплексная политика, которая будет направлена на развитие науки, производство ключевых компонентов, и сохранение человеческого капитала. Также не думаю, что полный отказ от иностранного софта возможен. В ряде сегментов российское ПО замещает только 20% функциональности, что был у зарубежных аналогов. Все еще не получится полноценно заменить SAP или ряд других узкоспециализированных продуктов, но возможно ситуация поменяется в дальнейшем", – подытожил Дмитрий Махлин.
Генеральный директор компании "Аладдин" Сергей Груздев сообщил, что приказ ложится в научно-техническую политику Минпромторга России и логично дополняет его подзаконные акты. "Считаю, что заместить иностранный софт на 100% возможно. Практически все ИТ-инфраструктуры в России построены на базе Microsoft CA и на 100% зависят от его работоспособности. В 2022 г. Microsoft ушла из России, представительство закрыто, поддержка Microsoft CA больше не осуществляется, купить его тоже нельзя, лицензии с 30 сентября продлеваться не будут, однако на рынке есть решения, позволяющие не только заместить данный софт, но и обеспечить возможность параллельно работать и в экосистеме на базе MS Windows, и в отечественных ОС на базе Linux", – добавил Сергей Груздев.
Директор по безопасности "МойОфис" Александр Буравцов поведал, что с каждым годом процент использования отечественного софта в организациях будет расти, например, в госсекторе переход на отечественный софт близок к 100%. "Но в ряде отраслей заменить на 100% иностранный софт на данный момент невозможно. Для банковского сектора, нефтегазового и прочих отраслей экономики, где десятки тысяч рабочих мест, переход полностью на отечественный софт может быть критичен", – дополнил Александр Буравцов.
Заместитель директора департамента консалтинга Innostage Данияр Исхаков считает, что данный приказ определяет целевое состояние в части импортозамещения преимущественно для систем, относящихся к значимым объектам КИИ коммерческих организаций с участием государства и госструктур, однако реалистичность исполнения данного приказа стоит рассматривать исходя из принятого в организации подхода к закупкам по ИТ и ИБ.
Директор по развитию бизнеса компании VINTEO Борис Попов высказался: "Своевременное выполнение приказа реалистично в сегментах ИТ-рынка, где уже есть качественные российские аналоги - это офисное, коммуникационное и другое общесистемное ПО. Ситуация сложнее в сегментах, где требуется узкоспециализированное и сложное в разработке ПО, пока еще нет полноценных отечественных предложений либо они единичны. Для таких ситуаций даже достижение доли российского софта в инфраструктуре до 40% может быть трудновыполнимо, и может потребоваться обоснованная отсрочка".
В "КамАЗе", Сбербанке, "Роснефти", "Газпром космических системах", "Газпром нефти" и "Космической связи" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
Дмитрий Федонин