Голландский Yandex запустил развлекательный сервис Yango Play до окончания сделки по продаже компанией Yandex N.V. российского бизнеса. Ранее «Яндекс» сообщал, что согласования по сделке продолжаются, очередное собрание назначено на 7 марта 2024 года. Кроме того, известно, что отечественный «Яндекс» сохранит бизнесы, сервисы и активы, за исключением зарубежных стартапов и дата-центра в Финляндии.
Несмотря на это, Yango Play, принадлежащий голландской компании, уже доступен в странах Персидского залива. Он включает в себя потоковое видео с арабскими и международными фильмами и сериалами, музыкой и мини-играми в одном приложении, рассказали «Известиям» в PR-службе Yango. На главной странице сервиса отмечается, что фильмы представлены на арабском, турецком и других международных языках, в хорошем качестве и без рекламы. В России скачать приложение нельзя.
Новая платформа использует искусственный интеллект, который понимает предпочтения пользователей, помогает подобрать музыку для поездки, шоу для семейного просмотра или быстрые игры, рассказал зарубежным СМИ бизнес-директор сервиса по Ближнему Востоку и Северной Африке Роман Шиманский.
Глава ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин не исключил того, что, возможно, какая-то часть программного кода или каких-то вещей у сервисов Yango Play и «Кинопоиска» может быть единой. Такого рода программы не делаются за две недели и, скорее всего, где-то в ядре лежит общая разработка, высказал предположение эксперт.
Исходный код программного обеспечения — объект интеллектуальной собственности, поэтому его использование либо использование его фрагментов возможно по закону только с согласия правообладателя, заявил «Известиям» руководитель направления «Разрешение It&Ip споров» юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле.
— Предполагается, что, если Yango Play запускает сервис, разработанный не самостоятельно, то использование кода иного правообладателя должно быть урегулировано с ним отдельным соглашением, — пояснил юрист.
Как правило, в случаях продажи бизнеса стороны предусматривают в договоре условия разделения объектов интеллектуальной собственности, отметил он. Если же новый сервис только напоминает «Кинопоиск» по своему функционалу, но основан на оригинальном коде, это никак не нарушает законных интересов «Кинопоиска» и «Яндекса».
— Но если код действительно используется с нарушениями, правообладатель вправе запретить такие действия и привлечь нарушителя к гражданско-правовой ответственности, то есть взыскать компенсацию, — отметил он.
Себестоимость такой платформы может разниться от нуля до бесконечности, в зависимости от того, что отнести к ней, — покупку сервисов для размещения информации, заключение контракта или использование программного кода и лицензионного соглашения, считает старший инвестиционный консультант ФГ «Финам» Тимур Нигматуллин. По его словам, обычно тестируют такие сервисы с небольшой себестоимостью. Если все получается, то потом используют более «тяжелые» бизнес-процессы, заключил он.
Многие российские сервисы присутствуют и на других рынках, например, в странах СНГ, отметил Алексей Бырдин из ассоциации «Интернет-видео». Если россиянин летит в отпуск в Турцию, в Таиланд или еще куда-то, то он может продолжать смотреть фильмы в каталогах российских онлайн-кинотеатров, отметил он.
— Если говорить про экспансию кинотеатров, ориентированную на местную аудиторию, то, по идее, этому ничего не препятствует, если рассматривать дружественные страны, — пояснил эксперт.
Он не исключил, что российские онлайн-кинотеатры также могут выйти и в других странах — у них есть уже готовый сервис, осталось только перевести контент, пользовательские соглашения и интерфейсы на соответствующие языки. Кроме того, важно убедиться, что платформа соответствует нормативному регулированию в том или ином государстве.
— Такой запуск — это десятки миллионов рублей, но это подъемные деньги. Другой вопрос, будет ли этот сервис с российским контентом востребован у аудитории, даже переведенным на другие языки, ведь в каждой стране свои культурные коды и колорит, — сказал Алексей Бырдин.
На примере Netflix можно понять, как важно добавлять в библиотеку местный контент, отметил эксперт. В Европе для американской платформы даже вводили квоты на обязательное производство контента для жителей той или иной страны, добавил он.
По словам источника «Известий» на рынке, большинство онлайн-кинотеатров доступны к просмотру за рубежом. Пока это выглядит как создание нового локального сервиса, который будет ориентирован на местные аудиторию и менталитет.
Елизавета Крылова