После Форума «ГОСЗАКАЗ» подвели итоги секции по закупкам в сфере образования

На площадке XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова прошли отраслевые секции по пяти направлениям в закупках: медицина, энергетика, стройка, транспорт, образование.

На всех пяти мероприятиях в зале присутствовали представители заказчиков и уполномоченных органов госзакупок. Секция по образованию прошла с участием представителей Минобрнауки и Минпросвещения. 

В начале обсуждения руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» Павел Лисин поднял тему качества образовательных услуг для подготовки специалистов закупочной отрасли. 

Проведение аукционов вместо конкурсов приводит к демпингу на рынке образовательных услуг. В то же время снижается и начальная максимальная цена контракта (НМЦК) следующих закупок. Ведь один из способов обоснования НМЦК – это взять сведения из реестра уже исполненных контрактов. Отсутствие минимальной окупаемости делает непривлекательным участие опытных образовательных организаций в торгах. При 90% снижения цены становятся бессмысленными даже ориентировочные расценки, сложившиеся 20 лет назад на основе нормативов для обучения государственных служащих. 

Из-за вышеперечисленного происходит оказание услуг преподавателями, не имеющими опыт практической деятельности в сфере закупок. К этой работе привлекают студентов и аспирантов. Даже если заказчик недоволен обучением, то пока он рассуждает, что делать, образовательная услуга формально уже оказана, подписан акт и выдано удостоверение. 

Негативно сказывается отсутствие практических мероприятий: стажировок, деловых игр в процессе обучения. 

Эксперты Академии Контрактных Отношений собрали предложения от всех представителей закупочной отрасли, которые должны помочь повысить качество закупки образовательных услуг. В частности, следует проводить конкурсы, а не аукционы на оказание образовательных услуг в сфере повышения профессиональной квалификации (сегодня заказчик чаще всего выбирает аукцион на закупку образовательных услуг из-за сложности процедурной части). Кроме того, важно контролировать процесс исполнения контракта, устанавливать тариф для человеко-часа обучения, возможность установления дополнительных требований по квалификации к участникам закупки и т.д. 

Минобрнауки РФ представило картину закупок в базовой части национальной системы образования. 

«В 2023 году на науку и образование в РФ выделялось 1 трлн 276 млрд рублей, а в 2024 году – 1 трлн 380 млрд рублей. Это колоссальные ресурсы, которые необходимо эффективно применить. Качество их реализации во многом зависит и от качества закупочных процедур», – пояснила Наталья Хабарова, заместитель Директора Департамента управления делами Минобрнауки России. 

Их большая часть проходит через 44-ФЗ. Автономные бюджетные учреждения проводят закупки в образовании через 223-ФЗ. 

Хабарова рассказала о специфических сложностях, которые возникают у заказчиков в образовании. Так, например, при закупке дорогостоящего научного оборудования учреждениям требуются разработки под уникальные потребности заказчика. В связи с санкциями возникают проблемы поставки импортного оборудования через третьи страны. Здесь открытость и прозрачность 44-ФЗ играют не на пользу российскому заказчику. Возможно, такие закупки необходимо переводить в закрытый контур, чтобы не ставить под удар интересы российской науки. 

Многие вынужденные ошибки в закупках образовательных учреждений объясняются отсутствием квалифицированных сотрудников контрактной службы. 

По мнению замдиректора Департамента управления делами Минобрнауки, решением многих проблем в образовательных закупках могло бы стать развитие инструментов нормирования и актуального ценообразования. 

«Сегодня 44-ФЗ при желании заказчика допускает возможность централизации закупок для образовательных учреждений. Многие этим инструментом эффективно пользуются. Пример – закупка лабораторий для учебных заведений четырех новых субъектов. В рамках единого контракта получателями этих лабораторий стали местные вузы», – рассказала Наталья Хабарова. 

Павел Лисин отметил, что благодаря централизации само образовательное учреждение (школа или среднее специальное учебное заведение) закупки не проводит. Однако, они делают описание объекта закупки и затем работают с поставщиком в рамках исполнения контракта. То есть они не занимаются процедурами, но самыми важными вопросами в рамках закупки они все равно занимаются. 

Еще одной важной темой, которую подняли эксперты в рамках дискуссии, являются закупки малого объема (ЗМО). Для отрасли это может стать решением проблем и сложностей благодаря простоте и автоматизации таких закупок, их прозрачности и отсутствию бюрократических барьеров. 

Также в рамках дискуссии была поднята узкоспециальная проблема поставки продуктов питания в образовательные учреждения. Перспективным опытом централизации закупок на этом направлении поделилась Самарская область. Проект «Спецсклад» реализуется с 2019 года: в охват поставок попадают не только школы, но и все социальные учреждения региона. Это порядка 30 тысяч закупок, которые подвергаются экспертизе и контролю качества.   

Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ» – масштабное профессиональное сообщество и центр компетенций в сфере закупок. 

Официальный сайт – www.forum-goszakaz.ru
Ожидаемое число участников:10 000+. 
Возрастная категория мероприятия:12+


Пресс-служба Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: госзакупки