Часть российских федеральных автотрасс не будет покрыта скоростным мобильным интернетом из-за невозможности подключить сотовое оборудование к электросетям. Поэтому с операторов снимут обременение по покрытию таких дорог в ряде регионов. Это следует их материалов Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ), с которыми ознакомились «Известия». Речь, в частности, идет об участках федеральных трасс в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Оренбургской, Самарской, Челябинской областях.
Покрытие 99,9% федеральных автотрасс было одним из условий выдачи частот для LTE операторам сотовой «большой четверки» в 2011 году и продления этих разрешений в 2021-м.
Однако, как выяснила созданная в 2023-м межведомственная рабочая группа при Минцифры, необходимая для строительства LTE-сетей инфраструктура есть только на 10% обследованных ей участках автотрасс. В связи с этим оставшиеся 90% непокрытых участков федеральных автодорог не могут быть обеспечены покрытием LTE, говорится в материалах госкомиссии.
— В проекте решения ГКРЧ указаны координаты точек на дорогах, между которыми связи нет и не будет. Пока госкомиссия хочет снять с сотовых операторов обязательства по охвату LTE-сетями более чем 1608 км федеральных автодорог, в том числе на трассе М-5 — 463,6 км (в Оренбургской, Самарской, Свердловской, Ульяновской, Челябинской областях и в Татарстане), на трассе М-8 — 1095,7 км (в Архангельской, Владимирской и Вологодской областях), а на трассе М-12 — 48,9 км (в Татарстане и Свердловской области), — подсчитал партнер ComNews Research Леонид Коник.
Общая протяженность трассы М-5 составляет 1879 км, М-8 — 1271 км, а М-12 — 795 км. Таким образом, на участки, для которых ГКРЧ намеревается снять с операторов обязательства по покрытию сетями LTE, приходится около 25%, 86% и 6% их длины соответственно, отметил эксперт. Он обратил внимание, что эти дороги объединяет дедлайн по покрытию интернетом — он истекает в конце 2025 года. Операторы будут добиваться исключения из программы обеспечения связью участок за участком, по мере наступления обязательств по развертыванию там базовых станций, считает эксперт.
По данным Росавтодора на 2024 год, общая протяженность автомобильных дорог федерального значения составляла чуть более 66,2 тыс. км.
— Сотни километров федеральных трасс и по сей день не имеют LTE-покрытия. Операторам это экономически невыгодно: они не хотят ставить базовые станции там, где проезжает мало машин и, соответственно, окупить вложения за счет большого объема телеком-трафика они не смогут, — объяснил Леонид Коник.
Проект решения ГКРЧ предполагает не отмену условий использования выделенных ранее полос радиочастот, а только утверждает перечень участков автомобильных дорог, для которых не применяются эти обременения — из-за отсутствия на них возможности подключиться к энергосетям, пояснили «Известиям» в Минцифры. При продлении разрешений на частоты LTE ГКРЧ было принято решение о том, чтобы они строили инфраструктуру связи вдоль дорог. Операторы активно ведут эту работу и должны в сентябре 2025 года обеспечить покрытием LTE 70%, а до 2031 года — 100% федеральных трасс, но только те участки, которые обеспечены необходимой энергетической инфраструктурой, отметили в ведомстве.
— По тем участкам, где нет такой инфраструктуры, Минцифры обсуждает с Минэнерго возможность оптимизации решений по подключению к энергосетям, а также с властями субъектов — возможность выделения субсидии из регионального бюджета на техническое присоединение объектов связи к электросетям, — добавили в ведомстве. — Сейчас ко второму чтению готовится законопроект, которым среди прочего предлагается закрепить в законодательстве возможность размещения антенно-мачтовых сооружений связи непосредственно в границах полосы отвода автодорог. Это позволит обеспечить наиболее эффективное покрытие участка трассы сигналом сотовой связи и ускорить мероприятия по покрытию интернетом.
О том, что большую часть автотрасс федерального значения невозможно покрыть мобильным интернетом, поскольку вблизи отсутствуют электросети, операторы говорят не первый год, напомнил гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. При этом, как показывает опыт, трафик, который генерируют расположенные вдоль дорог базовые станции зачастую не окупает расходы на подведение к ним питания ни в какие разумные сроки. Из доступных 10% протяженности федеральных автотрасс сейчас качественно покрыто интернетом около 70%, добавил Денис Кусков.
По его словам, в условиях санкций и роста стоимости инфраструктурного оборудования, поставляемого по параллельному импорту, покрытие дорог LTE — дорогое удовольствие. Упомянутые в решении ГКРЧ участки дорог надо было покрыть к концу этого года, но со временем обременение для связистов может быть снято и на других участках, подчеркнул эксперт. Альтернативой для водителей он видит интернет от российских низкоорбитальных спутниковых группировок (аналоги Starlink Илона Маска).
— Российским автовладельцам и водителям остается уповать на «Роскосмос» и новые спутниковые группировки, способные обеспечить повсеместный высокоскоростной интернет-доступ, — прежде всего на низкоорбитальную систему «Рассвет», которую создает ООО «Бюро 1440», — согласен Леонид Коник.
В «Вымпелкоме» отказались от комментариев.
— Мы приветствуем данную инициативу. По итогам 2024 года Т2 полностью покрыла трассы М-4, М-11, М-12, провела работы по развитию сети на М-5, М-10. Однако существуют объективные препятствия, не позволяющие обеспечить сплошное покрытие трасс, — например, отсутствие внешнего энергоснабжения, — отметила представитель компании Дарья Колесникова. — Проект решения ГКРЧ финализирует результаты проведенных операторами обследований по изучению возможности строительства сетей подвижных радиотелефонных сетей вдоль федеральных автодорог по отдельным участкам, где нет покрытия ни одного из операторов. Эти «белые пятна» были определены в результате «наложения» карт покрытия «большой четверки».
В МТС знают о проекте решения ГКРЧ. Оператор инвестирует в развитие инфраструктуры связи на автомобильных дорогах — для решения всех вопросов, включая подключение к электросетям, компания тесно сотрудничает с федеральными и региональными властями разных уровней, отметили в пресс-службе.
— Мы выполняем работы по покрытию автотрасс в соответствии с утвержденными планами и графиком, согласованными с Минцифры, — утверждают в МТС.
Решение ГКРЧ прецедентное — важно понять, станет ли оно единственным в своем роде или обременения с операторов будут сниматься и в дальнейшем, рассуждает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. Действительно, на многих участках трасс отсутствует электричество, устанавливать там генераторы и постоянно подвозить к ним топливо — не выход, отметил он.
По его словам, планы покрытия интернетом федеральных трасс становятся более реалистичными — стоит улучшать связь в первую очередь там, где это возможно с точки зрения энергетики, указывает эксперт. Что касается покрытия дорог с помощью низкоорбитальных спутников связи, то это вопрос по меньшей мере начала 2030-х годов, заключил эксперт.
Валерий Кодачигов