Продажи смартфонов, планшетов, носимой электроники и других гаджетов в РФ замедлились во второй половине марта, рассказали «Известиям» источник, знакомый с менеджерами нескольких розничных сетей и сотрудник одного из дистрибуторов. Снижение по сравнению с аналогичным периодом 2022-го составило около 30%, на тот же процент сбыт сократился и по сравнению с январем 2023-го, утверждает один из них. Действительно, с начала этого года, а возможно, даже с декабря спрос идет по ниспадающей, рассказывает другой собеседник.
— На складах очень много продукции — у кого-то больше, у кого-то меньше, но спрос падает, а гаджеты надо распродавать, — сетует он.
Склады импортеров сейчас затоварены электроникой, отмечают оба источника. При этом залеживается на них далеко не всё, уточнил сотрудник одного из дистрибуторов. Например, технику Apple и Samsung раскупают довольно быстро. А вот китайские гаджеты производителей второго эшелона или неизвестных брендов ждут покупателей подолгу, утверждает он.
Что касается умных часов, наушников и прочих аксессуаров, то их продажи во второй половине марта по сравнению с аналогичным периодом 2022 года в зависимости категории уменьшились на 10–40%, добавляет источник. По его словам, спрос на гаджеты может вырасти вновь к началу школьного сезона, то есть к концу лета.
Дистрибутор diHouse фиксирует стабильно низкий интерес начиная еще с декабря прошлого года — так будет продолжаться вплоть до апреля–мая, после чего ожидается оживление на рынке, говорит ведущий продакт-менеджер направления «Ноутбуки» компании Валерий Шершнев. В то же время сравнивать уровень сбыта в марте 2023-го и 2022-го некорректно, так как год назад наблюдался повышенный интерес к гаджетам, утверждает он.
О том, что спрос на электронику во второй половине месяца сократился на 30% по сравнению с началом 2023-го и на столько же — по сравнению с последними неделями марта 2022-го, говорит и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
Правда, сами связисты, а также маркетплейсы, напротив, говорят о росте продаж.
— Во второй половине месяца в розничной сети «Мегафона» сбыт смартфонов и других гаджетов в натуральном выражении вырос на 30% по сравнению со второй половиной января этого года и более чем на треть по сравнению с тем же периодом марта 2022-го, — рассказывает директор по продажам оператора Давид Борзилов.
Отмечают существенный рост продаж смартфонов, планшетов и носимой электроники и в Ozon.
Возможно, в некоторых крупных сетях, известных покупателям, сбыт и вырос, но это касается только примерно половины участников рынка, объясняет Эльдар Муртазин. Дело в том, что некоторые операторы и маркетплейсы сейчас проводят распродажи, в ходе которых скидки достигают 15–20%. Неудивительно, что спрос в их рознице быстро растет — правда, зачастую такая щедрость связана с желанием поскорее реализовать товары, которые не удалось продать по первоначальной цене, отмечает эксперт.
Затоваривание может оказаться на руку покупателям, поскольку продукцию необходимо как-то реализовывать, между ритейлерами могут начаться ценовые войны, что способствует снижению стоимости гаджетов, считает сотрудник одного из дистрибуторов.
Между тем, еще недавно участники рынка и эксперты рассказывали «Известиям» о росте спроса на электронику, в первую очередь, на смартфоны. В феврале — начале марта 2023 года в РФ резко подскочил интерес к этим гаджетам, говорили менеджер компании-дистрибьютора и сотрудник одной из розничных сетей. По словам одного из них, по сравнению с январем продажи выросли примерно в полтора-два раза. Источник в рознице оценил рост более умеренно — примерно в 10%. Они отметили, что в начале 2023 года продажи были сопоставимы с показателями аналогичного периода 2021-го. Однако после завершения периода покупки подарков на 23 февраля и 8 марта, тренд изменился, добавил один из собеседников.
Первая половина 2022-го стала временем ухода из РФ ведущих мировых брендов электроники, роста цен, вызванного волатильностью курсов валют, а также снижения продаж. В конце февраля — начале марта прошлого года, после того как подскочили курсы доллара и евро, а дорогие гаджеты начали сметать с полок, опасаясь их исчезновения из-за санкций, сбыт вырос почти вдвое, напоминает один из участников. Правда, этот взлет во II квартале сменился падением (по сравнению с I кварталом рынок сократился примерно на треть). Во второй половине года оно замедлилось, но по итогам всего 2022-го реализация смартфонов в РФ уменьшилась более чем на 30%.
При этом уже в начале 2023-го эксперты отмечали, что параллельный импорт электроники не просто успешен — в ожидании дефицита завезли больше устройств, чем в принципе нужно покупателям. К примеру, это коснулось ноутбуков. Из-за возобновления ввоза по такой схеме устройств известных брендов, а также активной экспансии в РФ китайских производителей к началу года наступило затоваривание складов и цены на них менее чем за шесть месяцев рухнули на 15–30%, рассказали в конце января «Известиям» участники рынка.
— Российский рынок электроники действительно затоварен: в 2022-м ее сначала в период ажиотажа покупали те, кто мог себе это позволить по завышенным ценам, потом те, кто после их снижения приобретал гаджеты по более приемлемой стоимости, а потом наступили Новый год, 23 февраля и 8 Марта. Неудивительно, что после всего этого интерес снизился — потребности населения в таких устройствах не безграничны, — считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
Он не исключил, что импортеры в такой ситуации могли переоценить спрос. Тем более что технику безвестных китайских производителей, не вкладывающихся в продвижение в РФ, продать труднее, чем продукцию Apple или Samsung, добавляет он.
По словам руководителя проекта Content-Review Сергея Половникова, проблемы связаны не только с тем, что россияне научились экономить на товарах длительного спроса (чинить сломанные смартфоны вместо того чтобы сменять их на новые). К расходам стали подходить более осмысленно: например, в этом году многие россияне уже планируют отдых летом и осенью: только так сейчас можно сэкономить на путешествиях, отмечает он. Вполне возможно, что сейчас на туризм и отдых тратятся сбережения, которые раньше были бы вложены в покупку техники, заключает эксперт.
Валерий Кодачигов