Компания НТЦ ИТ РОСА бывшего министра связи Леонида Реймана разрабатывает портативную игровую консоль и софт для нее, рассказал «Известиям» близкий к организации источник. Такие планы есть, подтвердил другой источник, знакомый с несколькими менеджерами электронного рынка. По их словам, параллельно идет работа над девайсами на базе двухпроцессорных платформ — х86 (эта архитектура в основном используется в десктопах и лэптопах) и ARM (такие чипы востребованы в планшетах и смартфонах). В качестве базового софта для приставки один из источников упомянул «РОСА Фрэш» — бесплатную операционную систему для домашних компьютеров на базе Linux.
Сроки вывода новых устройств на рынок источники «Известий» назвать затруднились. Также они отказались обсуждать и то, откуда возьмутся игры для таких девайсов. Один из них отметил, что разработчики ориентируются на нишу портативных игровых консолей, которые сейчас занимают компании Valve, Asus, Lenovo и MSI, выпускающие аналогичные гаджеты примерно за $600–700.
Большинство этих устройств работает на Windows, отметил один из собеседников «Известий». С одной стороны, это хорошо, так как игры изначально разрабатываются на этой платформе, объяснил он. Но с другой, при выводе на большой экран телевизора с помощью специального переходника качество изображения заметно снижается, утверждает он. Этой проблемы, по его словам, лишены устройства, работающие по системам на базе Linux.
В настоящее время данный вопрос прорабатывается в заинтересованных министерствах, сообщил «Известиям» представитель вице-премьера Дмитрия Григоренко.
В РОСА отказались от комментариев. Редакция направила запросы в профильные ведомства — Минцифры и Минпромторг.
Как сказал во время конференции «Цифровая индустрия промышленной России» 22 мая заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак, обсуждение идеи создания отечественной игровой консоли в России ведется, необходимо также развивать производство игр внутри страны.
— Дискуссия идет, мы на связи с отраслевым сообществом и собираем обратную связь по тому, кто и какими ресурсами обладает для ее создания. Поручение президента выполняем. При этом важно, чтобы прежде всего было во что играть на этих консолях. Понятно, что это процесс параллельный, — сказал он.
Интерес к проекту ранее обозначила «Открытая мобильная платформа» — аффилированный с «Ростелекомом» разработчик операционной системы «Аврора». Там предложили использовать свой софт для управления российской приставкой. Эксперты тогда предполагали, что отечественную консоль могли бы производить две компании — Fplus и GS Group.
«Известия» направили запросы в эти организации.
— GS Group — контрактный производитель электроники. При наличии заказчика на предприятиях холдинга можно разработать и изготовить игровую приставку любой сложности, такой опыт у нас есть. Мы также готовы кооперироваться с производителями контента для консолей. Был бы заказчик, готовый поставлять устройства конечному потребителю, — сообщили в пресс-службе компании.
В 2023 году продажи игровых консолей в России по сравнению с 2022-м выросли более чем вдвое, до 1,3 млн рублей, сообщали ранее участники рынка. В штуках около 35% продаж этих гаджетов пришлось на Sony, Microsoft и Nintendo, прекративших официальные продажи этих гаджетов в нашей стране. На их продукцию при этом пришлось более 80% продаж приставок в деньгах.
Опрошенные «Известиями» эксперты и участники рынка отмечают, что проект создания отечественной игровой консоли упирается в игры для нее, а точнее, в их отсутствие.
— Пока нет игр для новой отечественной приставки, обсуждать создание самого устройства довольно сложно, — считает сотрудник одной из госструктур.
Вопрос действительно в наличии игр для отечественных приставок, их уровне и цене, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Тут требуется очень точный маркетинговый расчет: с одной стороны, эти игры должны быть конкурентоспособны по сравнению с теми, что поставляются для Sony Playstation или Microsoft Xbox, с другой — нераскрученный продукт полагается сделать дешевле, отметил он.
При этом отечественные игры и приставки, чтобы их создание окупалось, должны быть востребованы не только на российском рынке, а международное продвижение требует больших затрат и нестандартных, оригинальных маркетинговых идей, полагает он.
Чтобы российские игровые приставки имели успех как в России, так и в дружественных странах, государству и бизнесу следует четко структурировать проект их разработки и выпуска, считает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников. Нужно все-таки четко определить: какие модели, портативные или настольные, подключаемые к телевизору, планируется выпускать, какие игры и какого уровня сложности планируется создавать для них, на какие страны, регионы и аудитории они будут рассчитаны, перечислил эксперт.
Ставка на пользователей из дружественных стран была бы оправданной — окупить такой проект только на внутрироссийском рынке будет крайне сложно, заключил он.
Валерий Кодачигов