Горнодобывающая промышленность — одна из тех отраслей, где эффективность производства напрямую зависит от качества, надежности и бесперебойной работы оборудования. Даже непрофессионал понимает, насколько сильно кирки и лопаты первых шахтеров отличаются от техники, которую используют современные предприятия.
Но главный принцип не изменился: сломалась кирка — нет выработки, вышла из строя дробилка или проходческий комплекс — нет плана. И если раньше рабочий просто менял черенок лопаты и снова отправлялся в забой, то сейчас ремонт высокотехнологичного оборудования требует не только значительных затрат: финансовых, временных, организационных, но и оборачивается прямыми потерями. Именно эти издержки Роман Пилькин, генеральный директор Деснола, рекомендует считать в первую очередь, а уже потом добавлять в смету перспективу экономии бюджетов.
«Потери в ТОиР — это и первая, и вторая статьи потерь в горнодобывающих компаниях. Так говорят все наши клиенты, работающие в этой сфере. Предприятие терпит убытки из-за недовыполнения плана, простоя персонала, авральных закупок и недополученной прибыли. Сейчас уже многие организации научились контролировать затраты и грамотно вести управленческий учет, но далеко не все считают потери», — отмечает Роман Пилькин.
Основная задача ТОиР звучит просто и даже прозаично: обеспечить максимальную (ну или хотя бы заданную) надежность за минимальные деньги. Путь к этому балансу лежит через автоматизацию процессов. Причем, по наблюдению Романа Пилькина, представители горнодобывающей отрасли поняли это одними из первых, и еще около 15 лет назад стали пионерами автоматизации.
Во многом это произошло из-за специфики географических и погодных условий, в которых работают горнодобытчики. На Крайнем Севере или в других труднодоступных регионах поставка даже элементарных запчастей зависит от периодов навигации, работы зимников, графика летнего или зимнего завоза. И все это необходимо учитывать при планировании. Так высокая цена ошибки стала драйвером автоматизации.
По словам Романа Пилькина, сейчас сложно придумать проект по оптимизации расходов, который по своей инвестиционной привлекательности мог бы конкурировать с трансформацией процессов ТОиР. Если в среднем по промышленности затраты на техническое обслуживание и ремонт — это третья по объему статья расходов, то в горнодобывающей отрасли она может быть и второй, и первой. У многих предприятий годовой бюджет на ТОиР достигает десятков миллиардов рублей. Соответственно, сокращение затрат даже на 5 % даст заметный результат.
«Сотни миллионов рублей подтвержденного экономического эффекта от автоматизации в горнодобывающей отрасли уже становятся нормой. Компаниям нужны инструменты для управления операционными процессами в области ТОиР, поддержки риск-ориентированных подходов, востребованы мобильные приложения для персонала и предиктивная аналитика», — говорит СЕО компании «Деснол» Роман Пилькин.
Кстати, не всегда эффект от автоматизации ТОиР можно измерить исключительно деньгами. Иногда в ходе проекта руководитель предприятия неожиданно выясняет, что критически важное оборудование не обслуживалось годами. В этом случае затраты на обслуживание, напротив, вырастут, но такое открытие позволит избежать проблем в будущем.
Внедряя процессы ТОиР, компания должна понимать, куда она хочет прийти. И вариантов здесь два: либо рассматривать техническое обслуживание и ремонт как вспомогательную функцию, которая автоматизируется, что называется, на сдачу от автоматизации других процессов, либо относиться к ТОиР как к инструменту трансформации всего производства.
«Сейчас служба технического обслуживания и ремонта по своему устройству и инженерным компетенциям становится одной из самых продвинутых на предприятии — это настоящий «адронный коллайдер» современного производства. И такой ресурс обязательно нужно использовать в том числе за пределами ТОиР», — считает генеральный директор компании «Деснол» Роман Пилькин.
И этому есть подтверждения. Лучший результат получают те предприятия, которые не просто проводят автоматизацию, а одновременно с этим поднимают уровень зрелости всех процессов.
«С одной стороны, все лучшие практики и методологические подходы не работают без качественной ИТ-поддержки, поэтому служба ТОиР и становится технологическим флагманом предприятия. С другой стороны, внедрять современные ИТ-системы, продолжая применять старые модели организации процессов, это все равно что тратить деньги на супермощный компьютер и использовать его в качестве печатной машинки», — резюмирует Роман Пилькин.
Подробнее — в материале по ссылке.