Компания "Информационные спутниковые системы" имени академика М.Ф. Решетнева (АО "Решетнев") заключила государственный контракт с госкорпорацией "Роскосмос" на изготовление более 130 космических аппаратов для глобальной низкоорбитальной многоспутниковой системы передачи данных "Марафон IoT", входящей в федеральную программу "Сфера".
Специалисты предприятия разработают и изготовят пять опытных космических аппаратов "Марафон", а затем поэтапно создадут 132 штатных спутника, что составит половину орбитальной группировки системы "Марафон IoT". Также по условиям контракта в АО "Решетнев" будет организован участок для их серийной сборки.
Кроме того, по более раннему государственному контракту с Роскосмосом предприятие до конца 2023 г. произведет и подготовит к запуску экспериментальный космический аппарат "Марафон". Спутник будет оснащен полезной нагрузкой для обеспечения передачи коротких сообщений IoT (интернет вещей). Результаты его работы будут использованы при создании последующих опытных и серийных космических аппаратов.
Однако, несмотря на заключение контракта в проекте "Марафон IoT" до сих пор нет ключевого звена - оператора спутниковой сети. Об этом в июле 2023 г. на аэрокосмическом конгрессе рассказал заместитель генерального директора АО "ВИСАТ-ТЕЛ" Валентин Анпилогов: "Оператор уже на первых этапах должен участвовать в проектировании - ведь именно он должен понимать, какие услуги будут востребованы и как в конечном итоге вернуть вложенные инвестиции, а в идеале и получить доход. Пока не будет определен оператор системы "Марафон IoT" с правами управляющей компании проекта - ничего не произойдет. "Роскосмос" является госкорпорацией, далекой от бизнеса, а "Решетнев" заинтересован в производстве спутников - чем дороже, тем лучше для предприятия, - а не в коммерциализации орбитальной группировки и системы в целом".
В августе 2023 г. директор департамента перспективных программ и проекта "Сфера" ГК "Роскосмос" Сергей Прохоров сообщил ComNews, что оператор группировки "Марафон IoT" окончательно не определен, но в качестве основного кандидата на эту роль рассматривается АО "СС "Гонец". Эксперты опасаются, что когда у "Марафона" появится оператор, он рискует столкнуться с коммерческой невостребованностью спутников в данной конфигурации и невозможностью возврата вложенных государственных инвестиций.
В сентябре 2023 г. Сергей Прохоров рассказал ComNews, что контракт заключен пока лишь на первый этап создания группировок: "Утвержденная правительством Российской Федерации программа "Сфера" обеспечена финансированием первого этапа создания группировок "Марафон" и "Скиф". Полный состав группировок - 132 космических аппарата (КА) и 12 КА соответственно. Первый этап включает развертывание на орбите половины планируемой к созданию группировки "Марафон" в количестве 5 опытных и 132 серийных КА. На последующем этапе, после того как технологии серийного производства аппаратов и абонентских устройств будут отработаны нашим производителем аппаратов и оператором АО "СС "Гонец", мы планируем организацию дополнительного финансирования для полномасштабного развертывания группировки в составе 264 КА, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования".
Кроме того, Сергей Прохоров анонсировал скорый запуск экспериментального спутника: "Первый экспериментальный спутник "Марафон" планируется к запуску в декабре 2023 г., после чего мы приступаем к созданию следующей партии из 5 опытных аппаратов и 132 серийных. На нашей производственной площадке в АО "Решетнев" уже готово потоковое производство для создания аппаратов многоспутниковой группировки "Марафон" с тактом выпуска одного изделия в сутки, поэтому создание и развертывание группировки будет обеспечено очень оперативно".
Акционер группы компаний AltegroSky (оператор спутниковой связи) Сергей Пехтерев уверен, что разбиение группировки на этапы реализации не является катастрофичным: "Если при этом не меняется высота орбиты, то снижение количества спутников приведет к тому, что в зоне обзора абонентского терминала их будет меньше и, возможно, они будут видимы под меньшими углами места, что может привести к снижению доступности сервиса. Конечно при этом будет меньше пропускная способность всей группировки, но на начальном этапе работы она в любом случае будет недозагружена. В целом говорить о конкурентоспособности группировки сейчас сложно, так как ее можно будет понять только в тот момент, когда "Марафон" начнет рабочую эксплуатацию и станет понятно, кто из десятков проектов спутникового IoT, заявленных сегодня во всем мире, реально дошел до этапа оказания услуг и в каком окружении придется работать тогда "Марафону".
Валентин Анпилогов объяснил, для чего нужны именно 264 КА: "В исходной концепции предполагалось построение орбитальной группировки (ОГ) из 12 приполярных плоскостей, в каждой 21 КА основные и 1КА резервный (в сумме 264). В этом случае достигается непрерывное глобальное обслуживание для абонентских устройств, начиная с угла места примерно 28-30 градусов при высоте орбит 750-800 км. Если у нас сейчас 132 КА, то непрерывное обслуживание на территории России (и вообще в северном полушарии) начнется примерно с 50-55 градусов северной широты и выше (но это нужно уточнить баллистическим расчетом). Ниже 50 градусов начнутся "дырки", которые будут перемещаться со временем (из-за вращения Земли). То есть получатся перерывы в передаче пакетов. Однозначно невозможна реализация режима "Реальное время", что было предусмотрено в исходном тактико-техническом задании (ТТЗ). Хотя для беспилотных средств это была одна из ключевых функций "Марафон IoT". Поэтому пока запускают 132 КА, нужно вкладывать средства для увеличения ОГ. Но проблема даже не столько в спутниках, как в земном сегменте. Спутники - это лишь часть системы. Если бы был определен оператор, как управляющая компания (с функцией заказчика) на этапе создания системы, то и технические решения были бы иные, ориентированные на конечный результат (услуги и коммерциализацию системы)".
Павел Королев