В 2022/2023 учебном году в проекте участвовали 114 университетов. Тогда для обучения на цифровые кафедры поступило более 112 тыс. студентов. В министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций отмечают, что в новом наборе такую возможность получат более 130 тыс. студентов.
На цифровых кафедрах студенты могут бесплатно освоить дополнительную ИТ-специальность независимо от их основного направления. Средняя продолжительность обучения - 10 месяцев. По итогам выпускники получают диплом о профессиональной подготовке.
Обучение доступно студентам 2-4 курсов бакалавриата, 3-5 курсов специалитета, магистратуры (не ИТ-профиля) и ординатуры. Во время учебы студенты проходят стажировки и практики в крупных компаниях и получают возможность трудоустройства.
Так, например, директор по цифровизации образования Московского физико-технического института (МФТИ) Дарья Гриц поделилась статистикой обучающихся на цифровой кафедре по университету: "В 2022 г. мы зачислили 569 студентов, из них 472 успешно завершили обучение: прошли обязательный ассессмент, получили зачет по учебной программе и даже защитили реальные проекты на хакатоне. Сейчас мы ведем набор на программы цифровой кафедры 2023-24: к нам уже поступили 842 студента. Набор продолжается. В этом году мы реализуем пять программ, из которых две новые: "Основы машинного и глубокого обучения" для студентов не ИТ-направлений и "Продвинутые методы машинного обучения" для студентов ИТ-направлений".
В среднем (в крупном московском вузе) на цифровой кафедре в 2022/23 учебном году проходили обучение около тысячи студентов. Однако, в новом наборе заявок сильно больше. "В 2022/23 учебном году в Российском экономическом университете (РЭУ) им. Г.В. Плеханова по программам профессиональной переподготовки, реализованным на цифровой кафедре, выпустилось 1322 студента по направлениям "Анализ данных и машинное обучение в среде Python" (для студентов ИТ-направлений) и "Разработка веб-ориентированных решений для реализации профессиональных задач" (для студентов не ИТ-направлений). В новом наборе уже сейчас на программы зачислено более 2800 человек. Мы планируем, что в 2024 г. дипломы о профессиональной переподготовке получат не менее 2300 студентов цифровой кафедры", - отметил заместитель директора Высшей школы кибертехнологий, математики и статистики РЭУ им. Г. В. Плеханова Леонид Оленев.
Руководитель цифровой кафедры Московского авиационного института (МАИ) Мария Булакина рассказала об успехах студентов и новых программах: "В 2022/23 учебном году на кафедре обучалось около 1,5 тыс. студентов со всех направлений подготовки: ИТ, инженерных, экономических, гуманитарных. Все зачисленные студенты успешно защитили итоговые аттестационные работы и получили дипломы о профессиональной переподготовке и сертификаты Иннополиса, подтверждающие приобретение ИТ-компетенций. В 2023/24 гг. набор составляет более 2 тыс. студентов. В настоящее время активно развиваются генеративные нейронные сети. И ребята, которые учатся на рекламных специальностях, журналистике, должны уметь работать с таким набором технологий. Поэтому в новом учебном году мы открываем седьмую программу, которая называется "Цифровые технологии в социально-гуманитарной сфере", чтобы студенты экономического и гуманитарного факультетов могли осваивать промт-инженерию, понимали, как использовать нейронные сети для решения производственных задач".
Одной из самых небольших по количеству обучающихся студентов остается цифровая кафедра Российского химико-технологического университета (РХТУ) им Д.И. Менделеева. "В 2022/23 учебном году обучение прошли 496 студентов по двум программам. Сейчас к ним добавились еще две новые - "Проектирование и разработка цифровых двойников", отдельно для ИТ и для не ИТ-специальностей. Планируемое количество слушателей в этом наборе - 800 человек. Через год их количество надеемся увеличить до 1,5 тыс.", - пояснил представитель пресс-службы РХТУ им. Д.И. Менделеева.
Павел Королев