Достичь этого можно только при объединении инновационного потенциала ИТ-индустрии, промышленного потенциала госкорпораций, нормативной и финансовой поддержки со стороны государства.
В целях приоритезации направлений деятельности в рамках Нового технологического уклада, Ассоциация «РУССОФТ» вместе с компаниями-участниками проанализировала тенденции развития ИТ-индустрии и подготовила подборку Технологических трендов ИТ-отрасли на 2026 год.
Развитие и применение технологий ИИ
«2025-2026 годы ознаменовали колоссальный сдвиг в цифровой трансформации. Если чат-боты были надстройкой над традиционными внутренними процессами, то ИИ-агенты становятся архитектурным ядром бизнес-процессов. Они не следуют сценариям, а планируют действия, координируют системы и учатся без постоянного контроля. Глобальный рынок агентного ИИ взрывается с $5.25 млрд в 2024 до прогнозируемых $47 млрд к 2030 году. Российский рынок демонстрирует еще более динамичный рост: GenAI-сегмент вырос в 5 раз в 2025 году до 58 млрд рублей», - Владислав Лаптев, директор по инновациям Fork-Tech.
«ИИ-агенты меняют саму логику цифровой трансформации. Речь уже не об автоматизации отдельных операций, а о пересборке процессов вокруг ИИ как активного участника бизнеса. В 2026 году в России появятся первые промышленно работающие мультиагентные системы: они будут координировать задачи, выстраивать сквозные цепочки и действовать внутри корпоративных контуров», - Михаил Шрайбман, CEO OSMI IT.
«Парадигма автоматизации бизнес-процессов смещается от жёстких правил к модельному мышлению. В центре внимания специалистов не столько улучшение качества моделей, сколько оркестрация, управление рисками в среде, где ИИ-агенты способны самостоятельно принимать решения, реализовывать их. Перед бизнесом стоит задача – обеспечить безопасный, прозрачный переход к такому подходу. Для этого необходимо внедрить стандарты, практики, метрики, которые не ограничивают работу ИИ-агентов, а задают им направления через запросы, позволяя самостоятельно выбирать инструменты, способы решения задач в разрешенном поле», - Роман Титов, руководитель отдела развития технологий и машинного обучения в компании Crosstech Solutions Group.
«2026 год закрепил ИИ-агентов в статусе одного из наиболее перспективных инструментов перестройки архитектуры бизнеса. Вместо точечной автоматизации компании начинают проектировать принципиально новые процессы, где агенты координируют сложные цепочки задач. Этот подход находит применение во многих отраслях и видах деятельности. В сфере автоматизации обработки документов мы прогнозируем появление автономных решений, способных интерпретировать содержание документов, осуществлять их анализ и запуск различных операций на основе извлеченных данных, – и уже активно работаем над созданием такой системы», - Олег Сажин, советник генерального директора Content AI.
«По нашему мнению, этап экспериментов с LLM на российском рынке еще не закончился, однако основные возможности ИИ-моделей уже проверены в конкретных условиях. Это позволяет компаниям прицельно и эффективно внедрять ИИ в свои процессы, расширяя области его применения. Ажиотаж вокруг ИИ и высокая конкуренция стимулируют стремительный рост числа ИИ-ферм, снижение стоимости токенов и ускорение процессов инференса, создавая условия для появления новых более эффективных LLM-моделей и решений», - Максим Колосков, руководитель VS Robotics (Группа Сбер).
«Большие языковые модели (LLM) перешли в стадию практического применения бизнесом, но все еще остаются способом автоматизации решения ограниченного круга достаточно простых задач. До того, чтобы стать эффективным инструментом влияния на операционные результаты компании предстоит еще большой путь, как в части интеграции с другими корпоративными информационными системами, так и в части доверия от руководителей компании в части самостоятельного принятия решений. Пока это отличный инструмент для быстрого поиска и выдачи рекомендаций, пример сервиса Perplexity тому наглядная иллюстрация», - Дмитрий Исаев, CEO компании «Стахановец».
«В 2026 году ключевым трендом станет не рост самих LLM, а переосмысление их роли в бизнесе. Компании переходят от универсальных ИИ-чатов к прикладным, встроенным в конкретные процессы — например, для поддержки принятия инженерных решений на основе проектной документации или ускорения технической поддержки за счет работы с базой инцидентов и регламентов. На первый план выходят локальные и гибридные архитектуры, контроль качества ответов и работа с корпоративными данными. Ценность LLM будет измеряться снижением издержек и управляемостью результата», - Максим Семёнкин, CEO CodeInside.
«Фокус в работе с большими данными быстро смещается от данных как таковых, к повсеместному использованию различного аналитического ПО с ИИ-возможностями, включая аналитику данных социальных медиа, как важного источника обратной связи от потребителей. Объединяющей всех целью является переход от стадии импортозамещения к технологическому суверенитету и формированию суверенного ИИ. Этот процесс получил прочную институциональную основу. Вступление в силу закона о платформенной экономике и формирование национального штаба по развитию ИИ создают системные рамки, формируя новую реальность для всего ИТ-рынка России», - Василий Черный, Директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics.
Развитие отечественных инфраструктурных решений
«В 2026 году рынок инфраструктурного ПО будет развиваться под давлением растущей сложности ИТ-сред. Масштабирование облаков и контейнерных платформ повышает спрос на программно-управляемые сети и хранилища, а также на средства автоматизации и оркестрации. Дополнительным драйвером становятся микросервисные архитектуры и новые процессорные платформы, требующие более глубокой интеграции компонентов. В результате рынок ПО управления динамической IT-инфраструктурой смещается в сторону экосистемных решений, где заказчики ожидают не отдельных продуктов, а целостных технологических стеков», - Давид Мартиросов, генеральный директор «Базиса».
«Главный тренд – это переход к осознанному развитию технологических экосистем и ПАК. От замещения зарубежных аналогов рынок переходит к разработке решений, обладающих высоким уровнем зрелости и функциональности. Мы видим, как заказчики перестают просто искать аналоги, а начинают выстраивать ИТ-инфраструктуру на основе российских решений, таких как ОС, системы виртуализации и другие отечественные продукты. Это путь к настоящей технологической устойчивости. По итогам 2025 года мы можем уверенно говорить о качественном переходе в развитии отечественных решений для организации ИТ-инфраструктуры», - Рустамов Рустам, заместитель генерального директора РЕД СОФТ.
«У ведущих российских вендоров системного ПО уже есть основные инфраструктурные решения. Сейчас они работают в основном внутри своих экосистем, но уже есть тренд на обеспечение перекрестной совместимости продуктов разных производителей внутри одной инфраструктуры. Одна из главных задач импортозамещения оборудования — найти замену процессорам на архитектуре x86-64. В России производятся процессоры на нескольких альтернативных архитектурах, они уже испытываются и даже успешно применяются в узких нишах. Остается вопрос: смогут ли эти процессоры стать массовыми», - Олег Щавелев, директор по продукту «Базальт СПО».
«В облачных решениях в сегменте SaaS наблюдается переход от универсальных систем к глубоко специализированным отраслевым решениям, которые легко интегрируются в ИТ-ландшафт заказчика через API. При этом критически важным трендом стала «прозрачность облака»: заказчики требуют от поставщиков IaaS/PaaS-услуг не просто надежности, а инструментов для детального контроля затрат и автоматического масштабирования. В 2026 году облако - это не просто внешняя площадка, а гибкий набор сервисов, который позволяет бизнесу собирать свою ИТ-архитектуру как конструктор под конкретные задачи текущего дня», - Дмитрий Кривошеев, генеральный директор цифровой платформы для организации командировок и управления расходами Ракета.
«Был сложный период, когда облачные решения использовались преимущественно для „продления жизни“ ушедших западных систем. Сейчас всё чаще компании воспринимают облака не как временную замену недоступным решениям и сервисам, а как стратегическую часть ИТ-инфраструктуры. Растёт спрос на отечественные облачные платформы, облачные решения технологически всё лучше вписываются в экосистему российского ПО. Заказчики выбирают гибридные архитектуры, ориентируясь на безопасность, суверенитет данных и экономическую эффективность», - Наталья Логачева, руководитель отдела облачных и партнёрских продаж компании «Киберпротект».
«Это общемировой тренд регионализации хранения данных в облаке. Государства поняли, что сейчас цифровые данные являются важным активом и пошли по пути деглобализации для сохранения своего технологического суверенитета. При этом, более степенное развитие электроники совершенно не скажется на темпах создания государственных облаков, особенно учитывая то, что в РФ уже есть несколько крупных облачных игроков. В будущем они просто будут постепенно замещать старые вычислительные мощности на отечественные компоненты», - Дмитрий Овчинников, архитектор информационной безопасности UserGate uFactor.
«Пилотные проекты реализуются с применением квантово-вдохновленных алгоритмов, доступных и на бинарных системах. Ключевые направления применения – оптимизационные, например, ускорение в десятки, сотни раз решения задач комбинаторной оптимизации логистики, заключающихся в поиске самого выгодного маршрута. Хотя без квантовых систем эффективность алгоритмов ограничена, считается, что они доказывают гипотезу о превосходстве квантового компьютера и, в случае его создания, объем мирового рынка квантовых вычислений может превысить 100 млрд долл», - Ирина Хворостян, руководитель технологической практики Kept.
«Зрелость цифровых платформ все чаще измеряется скоростью вывода новых сервисов: здесь решают low-code/no-code инструменты, которые позволяют оцифровывать процессы без больших команд разработки. В Polycode мы тоже развиваем low-code инструменты. Госсектор, как один из лидеров цифровизации России, активно использует low-code конструкторы (ВКУ, ПГС), позволяющие создавать ИТ-сервисы быстро и c минимальным программированием. Во многом поэтому мы последние годы видим стремительный рост цифровизации госорганов и более быстрый выпуск новых сервисов на «Госуслугах». Платформизация в госсекторе продолжится», - Людмила Богатырева, руководитель ИТ-подразделения Агентства «Полилог», эксперт РОЦИТ, автор телеграм-канала «Богатырёва о цифре».
«Использование low-code платформ, например, платформ экосистемы Digital Q, позволяет решить задачу разработки микросервисных продуктов одновременно быстро, качественно и дешево. Работа в микросервисной среде радикально повышает эффективность команд разработки. Речь идет не о снижении требований к квалификации разработчиков – основное внимание направляется на выстраивание бизнес-логики и бизнес-процессов. Управление и контроль архитектурных стандартов, производительности, масштабируемости, управление ролями, создание пользовательской документации и многое другое - все эти рутинные задачи автоматизируют low-code платформы», - Александр Сахаров, директор по работе с партнерами компании «Диасофт».
«Low-code/no-code в 2026 году – это не про упрощение разработки, а про осознанное и управляемое создание сложных цифровых информационных систем. Мы выстраиваем продуктовую линейку БФТ вокруг low-code как базовой технологии, которая позволяет создавать решения любого масштаба – от прикладных и корпоративных систем до крупных высоконагруженных платформ, работающих в масштабе страны. При корректной архитектуре low-code позволяет с самого начала задать и последовательно соблюдать требования к инженерной культуре, безопасности и работе с данными на всех этапах развития системы», - Борис Щукин, директор Департамента высокотехнологичного производства БФТ-Холдинга.
«В 2026 году информационная защита объектов КИИ должна основываться на глубокой синергии EDR и автономных алгоритмов. Ключевой тренд — внедрение Agentic AI, который мгновенно локализует инциденты внутри XDR-платформ, обеспечивая непрерывность критических процессов. Особое внимание уделяется превентивному анализу: системы автоматически устраняют уязвимости и адаптируют политики безопасности под специфику промышленного сегмента. Интеллектуальный мониторинг поведения и трафика гарантирует устойчивость инфраструктуры. Современная защита КИИ — это высокая скорость реакции и надежность данных», - Мария Рукавишникова, технопредприниматель и основатель компании Getmobit.
«Пока в сфере кибербезопасности автоматизируются лишь отдельные процессы и, в частности, ИИ-инструменты являются пока скорее дополнением, чем заменой человека. Тем не менее уже заметно формирование технологической основы для перехода от традиционной реактивной защиты к архитектуре активного иммунитета, которая будет особенно актуальна для защиты субъектов КИИ, испытывающих трудности с привлечением профильных специалистов», - Вячеслав Макович, директор по маркетингу и развитию АБП2Б.
«В 2026 году фокус в кибербезопасности будет смещаться к проактивным и предиктивным подходам. Атаки на компании и людей не просто усложняются — их всё чаще автоматизируют, используя генеративный ИИ. Причём вместо пользовательских GenAI-инструментов (например ChatGPT) используются специально созданные или взломанные ИИ, которые применяются для создания фишинга и вредоносного ПО. Из-за роста новых ВПО и их быстрого изменения классические антивирусы и IPS системы на основе сигнатур теряют эффективность. Поэтому набирают популярность AI-ассистенты и SOC-агенты: они автоматизируют весь цикл SecOps», - Иван Мыськив, начальник отдела Центра информационной безопасности компании «Диджитал Дизайн».
«Задача полностью автономного выявления атак и реагирования на них на текущем этапе развития ИИ пока недостижима, если есть потребность сохранить работоспособность защищаемого сервиса. Однако ИИ является серьезным подспорьем для опытных аналитиков области ИБ и в умелых руках способен решать рутинные задачи, связанные с анализом больших данных, поиском и агрегацией информации, формированием гипотез. Вперед вырвется тот продукт, который сможет облегчить задачу пользователя систем безопасности и тем самым снизит затраты бизнеса на развитие системы защиты за счет уменьшения потребности в junior-персонале», - Александр Михайлов, руководитель GSOC компании «Газинформсервис».